Сумасшедшее лето

8-2Лето-2021 в самом разгаре - впереди август, но уже за первые два месяца погода нам преподнесла массу сюрпризов. Ещё бы! Синоптики отмечают, что на Днепропетровщине нынешний июнь - самый дождливый за всю историю наблюдений! В первый летний месяц осадков выпало втрое больше нормы.
Ну и, конечно, как не вспомнить грозы и град. В Кривбассе, кстати, размер выпавших 20 июля градин доходил до трёх сантиметров.

Самый «мокрый» июнь
Еще в мае в нашем регионе задождило, и долгожданное лето несколько запоздало. Но и в июне мы не увидели настоящего тепла.
8-1- В мае осадков выпало чуть больше обычного - 106% от нормы, но в июне их было втрое больше нормы, - рассказывает начальник Днепропетровского регионального центра по гидрометеорологии Василий Гринчак. - Июнь вообще самый дождливый месяц года, но июнь-2021 оказался самым «мокрым» за всю историю наблюдений (из 30 дней месяца 23 были дождливыми - прим. авт.). Предыдущий рекорд был зафиксирован в июне 1948 года, когда выпало 121 мм (две месячные нормы) осадков. Хватало влаги и в июле. Причем, зачастую дожди лили, как говорят в народе, как из вед­ра. 21 июля на метеостанции в Лошкаревке (Никопольский район) за шесть часов выпало 60 мм. При месячной норме в 49 мм!

Было лишь три «тропические» ночи
Мало того, что начало лета запомнилось чрезмерной влажностью, так еще и в июне было прохладно, а местами и холодно. Согласитесь, что в эпоху глобального потепления это уже чересчур!
- В Днепропетровской области в первой половине июня преобладали низкие температуры, - отмечает начальник отдела агрометеорологии и агрометпрогнозов Любовь Трофимова. - Среднесуточные температуры воздуха были на 1-6 градусов ниже нормы и составляли 11-18 градусов. Жаркой оказалась только третья декада месяца, когда среднесуточная температура достигала 20-26 градусов, что на 1-5 градусов выше обычной.
И хотя настоящее летнее тепло мы вроде бы ощутили, в целом его было маловато.
 - В первой половине июля действительно выпадали жаркие дни, когда термометр фиксировал +350С и выше, но в целом таких дней было меньше обычного, - констатирует Василий Гринчак. - В прошлом году знойных дней было больше. Достаточно вспомнить 2007, 2011 и 2020 годы. В регионе зафиксировано лишь три «тропические» ночи, когда температура не опускалась ниже +200С. Как правило, таких ночей у нас бывает больше.
Впрочем, нет худа без добра. Холодная половинка лета вдохновила художников-карикатуристов, которые воздали должное сюрпризам природы.
И, разумеется, это лето уж точно войдет в историю своими грозами и наводнениями. Возможно, они еще напомнят о себе и в августе.

Такое грозное и радужное лето
Характерная примета летнего сезона - обилие грозовых дождей, наводнений, радуг на любой вкус и градов.
Руководитель Днепропетровского регионального центра по гидрометеорологии напомнил, что крупный летний град имел место в Днепре, Кривом Роге, Никополе, где с неба падали полуторасантиметровые градины. Такой град набедокурил, к примеру, в Магдалиновке, где за 10 минут ледяные камешки ажурным шаром покрыли землю. После того, как они выпали, людям пришлось брать веники в руки и сметать их в кучи, потому что иначе ходить было неудобно.
Ну а в Кривом Роге вообще выпал суперград! Фото рекордных ледяных горошин продемонстрировал в соцсети депутат горсовета Олег Подкопаев. По его словам, иные градины были трех сантиметров. Такая «каменюка» и убить может!
Смертельных случаев, по официальной информации, в регионе не зарегистрировано. Но растения от непогоды очень пострадали. В июне во многих районах области град практически полностью уничтожил урожай клубники, прошелся по черешне и вишне.
От дождей, разумеется, страдали не только растения, но и люди. Городские «ливневки» не в состоянии справиться с большими объемами воды, поэтому улицы оказались затопленными.
Что случилось в 2021-м с природой? Почему она вышла из берегов?
 - Во многом это следствие глобального потепления, - считает начальник Днепропетровского регионального центра по гидрометеорологии Василий Гринчак. - Существенно повысилась среднемесячная температура, интенсивнее происходит испарение и интенсивней перемешиваются воздушные массы, что вызывает сильные осадки. Напомню, что рост выбросов СО2 создает парниковый эффект, что также провоцирует резкую смену синоптической ситуации.
Такое случается всё чаще. На Днепропет­ровщине в прошлом году был зафиксирован рекордный перепад температур, когда в июле за один день температура воздуха упала почти на 20 градусов. В течение трех аномально жарких дней температура доходила почти до +400С, а 14 июля она вдруг упала до +180С.

Природу «испортил» человек
- В чем причина таких необычайно затяжных дождей, которые сейчас заливают Украину? - рассуждает Петр Динец, географ, имеющий более 35 лет стажа. - Первое «спасибо» за такую влажную и прохладную весну и начало лета следует сказать глобальному потеплению и связанному с ним масштабному таянию льда Арктики. Вторая «благодарность» за такое - глобальному выгоранию за последние годы лесов планеты. Вы ведь только вспомните, сколько было уничтожено огнем лесов в Сибири, да и в других местах Земли (в Австралии, Бразилии и т. д.).
Вот в результате и имеем, что воздушные массы перемещаются над морями и океанами, над сушей уже по-другому. В частности, появляются вот такие продолжительные застаивания областей низкого давления над определенными территориями - как ныне над Украиной. И льет с небес, пока воздушные массы, которые пришли к нам, не отдадут земле всю свою влагу.

Александр Разумный

Что ждёт криворожан на курортах?

29-4Как мы уже рассказывали в «Пульсе», в этом году на наших курортах отдыхающих ждут неприятные сюрпризы в виде братьев наших меньших, которые просто не дают людям нормально отдохнуть. Кто они такие, откуда взялись - в этой статье.

Медузы
Говорят, что медуз на морских курортах видимо-невидимо. Они заплывают в Кирилловку и Приморск, но особенно много этих удивительных животных в Бердянске. В том, что медузы удивительные и неповторимые, у зоологов нет сомнений. Еще бы! Ведь один из видов медуз действительно бессмертен. Речь идет о Turritopsis Nutricula. Это животное, достигнув зрелости, оседает на дно и превращается в полип, покрытый хитиновой кутикулой. Затем на полипе под кутикулой образуются почки, в которых и формируются будущие медузы. Самое интересное, что подобные метаморфозы повторяются бесчисленное количество раз, а смерть этого существа возможна, только если его съедят другие хищники.
Но, увы, нашим медузам бессмертие не грозит. Во-первых, потому, что феноменальный Turritopsis обитает исключительно в тропиках. А во-вторых, оттого, что курортники собирают медуз чуть ли не тачками, свозят их в кучу, обрекая бедных животных на недолгую, но мучительную смерть.
Чем же опасны медузы и почему их так много в нынешнем году?
 - Недавно вернулся из Приморска, где на своих телесах испытал все прелести Азовского моря, - рассказывает профессор Днепровского государственного агро-экономического университета, доктор биологических наук Роман Новицкий. - Медуз огромное количество. Определенную опасность они представляют, особенно для детей. Щупальца медуз снабжены специальными стрекательными клетками. Они достаточно жгучие. Ощущения такие, точно хлестнули крапивой. Мой ребенок немного пострадал. Приятного мало! Наша семья вышла из положения - купались в полотняной одежде. В таком виде медузы не страшны.
Почему их много? Увы, за последние 4-5 лет соленость Азовского моря увеличилась почти в два раза. Это произошло из-за того, что сток рек в море стал меньше и Азовское море стало сильнее подпитываться соленой водой Черного моря. Соленость воды увеличилась и возросло количество медуз. Попали в Азов они в виде полипов, а после полипы превратились во взрослых особей.

Водяные блохи
29-3В этом году на пляжах Азовского моря отдыхающих атакуют бокоплавы или морские блохи. Говорят, что на одном из пляжей Бердянска эти морские создания не дают туристам спокойно купаться. В прошлом году бокоплавы не давали покоя курортникам в Кирилловке.
Представляют ли они опасность для людей?
Рачки бокоплавов относятся к разноногим ракам и это легко проверить, взглянув на конечности беспозвоночного. Строение каждой пары ножек рачка различное и служит для разнообразных целей, можно сказать, ноги бокоплава - это один универсальный складной нож. Первая пара с псевдоклешнями предназначена для удерживания и дробления пищи, следующая пара ног - для плавания, другие ножки - для бега, ну и куда же без ножек для прыжков. Оттого, собственно, их и называют блохами.
Кстати, бокоплавы полезны. Ведь они - санитары пляжей. Любимой пищей морских блох являются трупы животных и гниющие водоросли.
В принципе, особой опасности беспозвоночные не представляют, не считая, конечно, некоторого дискомфорта при купании. Правда, аллергики болезненней переносят покусывания бокоплавов.
Ощущения примерно, как при укусе комаров.

Змеи
29-1Нередко с курортов поступают тревожные сведения о нашествии гадюк. Но специалисты подобной информации не подтверждают, считая, что отдыхающие (у страха глаза велики!) за опасных рептилий принимают водяных ужей. Этих ужей, кстати, в народе называют «шахматными гадюками». Но разница с настоящими, степными, гадюками радикальная.
- Гадюк на азовских курортах нет, - утверждает Роман Новицкий. - Гадюки встречаются редко и обитают в степи, в каменистой местности. Сейчас чаще встречаются полозы, чем гадюки. Ну а за гадюк принимают водяных ужей. В прошлом году на азовском побережье их было особенно много. Но в нынешнем уровень моря и лиманов существенно поднялся и ужей стало меньше. Заметны лишь отдельные следы этих змей, которые рано утром охотятся на бычков.

Божьи коровки
29-2Наверное, все знают этого симпатичного красненького жучка с черными пятнышками или точками на крылышках. У нас его издавна называют божья коровка. Название «божья» возникло, скорее всего, оттого, что этот жучок производит впечатление незлобивого и трогательного создания. А коровкой этого симпатичного жучка называют тоже неспроста. При малейшей опасности на сгибах его ножек выступают капельки оранжевой жидкости-молочка. Правда, это «молочко» неприятно на вкус, но ведь оно предназначено не для того, чтобы его пить. Эта жидкость отпугивает врагов, которые есть и у этих жуков с яркой предупреждающей окраской.
И есть о чем предупреждать. Ведь в гемолимфе (так называется кровь жуков) содержатся ядовитые вещества, в частности, кантаридин. Потому птицы этих насекомых не едят.
Для человека этот яд также опасен. Считается, что при попадании экстракта кантариды на кожу возникает сильнейшее раздражение, боль, жжение, появляются пузыри как от ожога.
Но лично я никогда не слышал о том, что кто-то серьезно пострадал от этих жуков.
Ну а если божьих коровок окажется слишком много?
Однажды, как раз на Азовском море, я пережил настоящее нашествие свирепых коровок. Сбрасывая на соседний сад шестиногих хищниц, вертолетчик, видимо, немного не рассчитал и направил прожорливое стадо насекомых на нас. Тысячи коровок оказались отнюдь не божьими и ввиду отсутствия другой пищи ополчились на отдыхающих. Нас, конечно, не съели, но напомнили очевидное: что чрезмерно, то нехорошо.
Но в нынешнем году нашествие шестиногих хищниц отмечают во многих регионах страны, в том числе и на курортах. Божьи коровки собираются у берега сотнями. Нашествие насекомых наблюдается на пляжах Мариуполя, Железного Порта, Одессы. Жуки забираются везде: на шезлонги, навесы, песок и в личные вещи отдыхающих.
В чем дело?
- Вследствие достаточно теплой зимы, дождливой весны и начала лета массово расплодилась тля, которой питаются эти насекомые, - констатирует доцент кафедры зоологии и экологии ДНУ, кандидат биологических наук Виктор Бригадиренко. - Такое обилие пищи обусловило резкое увеличение численности коровок.
Впрочем, каких-то особых неприятностей от жуков ждать не приходится. Ну пощиплют они вас немного. И все!

Бактерии и водоросли
Цветение моря ничего хорошего не сулит. Вспышка размножения cине-зеленых водорослей в прибрежной зоне может свидетельствовать о неблагополучном состоянии окружающей среды, вызванном нарушением биологического баланса в результате интенсивного загрязнения водоема.
Ну а купание в такой воде чревато для человека кожными высыпаниями по всему телу, может появиться зуд, покраснение кожи, слизистой оболочки глаз и носа, а в случае заглатывания такой воды возможно повышение температуры, боли в животе, тошнота и рвота.
Но, справедливости ради отметим, что такие неприятности случаются редко. Да и вообще к описываемому явлению можно ведь отнестись поэтически. Как Константин Паустовский, который так описывает цветение Азовского моря: «Азовское море цветет в начале августа, как цветут реки и пруды. Микроскопическая ряска плавает на поверхности обширными островами, иногда в несколько миль длиною. Пароходы режут по ней пенные дороги, а береговые жители перестают купаться - вода в море во время «цвета» будто бы ядовитая».
Понятное дело, не озонируют воздух и гниющие водоросли. Особенно проблематично этот запах переносят аллергики.
Но что делать? Такова жизнь!

Александр РАЗУМНЫЙ

Электрокар CoolOn заряжается от розетки

8-1Криворожский инженер-разработчик Виталий Брызгалов вместе с небольшой командой волонтёров и энтузиастов на протяжении нескольких лет занимается созданием первого в стране коммерческого электрогрузовика, который, как планируется, к концу этого года выйдет в массовое производство.

В разговоре с руководителем проекта CoolOn Motors журналисту «Пульса» удалось выпытать интересные подробности «конструкторского закулисья».
- Виталий Владимирович, как зародилась идея создания грузового электрокара?
- Наша команда была создана, как только начались боевые действия на востоке Украины. Будучи волонтёрами, мы приняли решение помогать украинской армии посредством разработки для неё дронов. Шли годы, потребность создания дронов сменилась потребностью создания самолётов. В силу того, что топливо для самолётов - вещь недешёвая, в наших головах родилась идея создания лёгкого электросамолёта. Позже, по причине отсутствия лётных электробатарей с большим запасом хода, мы приняли решение спуститься с небес на землю и переставить двигатель от электросамолёта в машину. Так и родился CoolOn.
- Чем вдохновлено название электрокара? Почему именно CoolOn?
- Известные производители электромашин любят называть свои детища в честь прославившихся деятелей электротехнической науки. Так, на международном рынке представлены электромашины, получившие названия в честь Теслы, Ампера, Вольта. Мы решили не нарушать эту традицию и назвать изобретённую нами машину в честь французского исследователя электромагнитных и механических явлений Шарля Кулона.
Прошло немного времени и название электрокара заиграло новыми красками. Так, на сегодняшний день мы позиционируем «кулон» в качестве украшения для бизнеса. Кроме того, дословный перевод названия нашего детища с английского звучит как «включай класс».
- В процессе создания электромобиля участвует много людей?
- Всего шесть человек. Наша команда представлена электросварщиками, программистами, конструкторами.
- В двух словах - что такое CoolOn?
- Городской электрогрузовик.
- Только лишь городской? Как обстоят дела с междугородными перевозками?
- Мощности электробатарей нашего электрокара хватит лишь для того, чтобы беспроблемно перемещаться по городу и пригороду. С международными перевозками сложнее - одной зарядки хватит не больше, чем на 200 км беспрерывного хода.
- Какова грузоподъёмность автомобиля?
- Максимальная - 1000 кг.
- Назовите его потенциальных покупателей.
- Предприятия, занятые доставкой и перевозкой грузов, предоставлением полевого сервиса, полевых ремонтных работ, а также организации, предоставляющие коммунальные услуги населению.
- Можно ли называть CoolOn трансформером?
- Конечно. Заднюю часть электрогрузовика вы можете занять будкой, пылесосом для подметания тротуаров, мусоровозом, краном, приспособлением для обрезки деревьев и многим другим.
- Разрабатывая электрогрузовик, вы долго думали над его дизайном?
- Для коммерческой машины дизайн стоит на последнем месте. Покупатели, как правило, на него не смотрят, для них важны лишь характеристики автомобиля, его стоимость.
- Слышал, что в процессе изготовления машины вы используете, по большей части, комплектующие украинского производства. Так ли это на самом деле?
- Так. На мой взгляд, создание машины преимущественно из украинских запчастей - это довольно патриотичное занятие. Не скрою, кроме патриотизма, нами движет и рационализм. Так, использование в процессе работы преимущественно украинских деталей позволило нам уменьшить стоимость готового автомобиля, снизить риски, связанные с поставкой отдельных комплектующих. К сожалению, в Украине сегодня не производят тормозные и рулевые системы, поэтому их приходиться импортировать.
- Что вы еще сделали для того, чтобы уменьшить себестоимость машины?
- Нам пришлось разработать большую часть компонентов машины с нуля (раму, подвески, двигатель, кабину).
- Какова себестоимость первого прототипа CoolOn?
- Около 80 тысяч долларов.
- Насколько сложно найти конструкторов автомобилей в Кривом Роге?
- Практически невозможно. В нашем городе очень много классных специалистов, но машиностроителей и конструкторов среди них нет вообще. Ситуация грустней оттого, что в Украине очень мало вузов, которые занимаются подготовкой конструкторов автомобилей (таковые остались только в Харькове, во Львове и в Черкассах).
- Не рассматриваете ли вы возможность размещения производства по изготовлению электрокаров в Кривом Роге?
- Рассматривать-то я рассматриваю, но в этом случае возникнет острая проблема со специалистами, которых придётся сюда привозить.
- На национальном рынке у CoolOn есть конкуренты?
- На всеукраинском рынке практически нет предложений среди электрогрузовиков отечественного производства. Украинский рынок настолько огромен, что любых производителей электрокаров всегда будет мало. Но дорогой заграничный электротранспорт нецелесообразен для украинского бизнеса. Так, минимальная стоимость заграничного электрокара - 42 тыс. евро.
- Назовите цену автомобиля CoolOn для покупателей после того, как его станут производить массово.
- Максимальный порог цены - 20 тысяч долларов.
- В чём главное преимущество CoolOn в сравнении с заграничными конкурентами?
- При том же уровне качества, наш автомобиль стоит в два раза дешевле.
- В чём состоит преимущество CoolOn перед бензиновыми машинами?
- Стоимость эксплуатации и обслуживания CoolOn в десять раз дешевле, чем дизельного авто. Наш автомобиль характерен небольшими размерами, манёвренностью, бесшумностью и экологичностью. В силу отсутствия бензина, с него невозможно слить и украсть топливо.
- Украинцы все еще побаиваются приобретать электромобили?
- Они побаиваются не столько электромобилей, сколько машин украинского производства. Люди уверены в том, в нашей стране невозможно создать нормальную машину. И я с грустью констатирую, что на сегодняшний день - это не миф, а реальность. Несмотря на это, мы верим в то, что у нас получится сломать годами подкреплявшийся украинский менталитет недоверия.
- Можно ли сказать, что на сегодняшний день CoolOn продолжает оставаться проектом энтузиастов?
- Раньше это было так, но сегодня - уже нет. В последние годы на простом энтузиазме далеко не уедешь. Без ресурсов, без вливаний инвестиций подобные проекты долго не живут. С недавних пор мы начали подключать профильных специалистов, инвесторов, которые сотрудничают с нами исключительно на прибыльной основе. К тому же, не забывайте и о том, что глобальной целью любого бизнеса является заработок денег и создание новых рабочих мест.
- Вы планируете расширить линейку транспорта после первой волны серийного производства?
- В случае, если всё пойдёт хорошо, уже через 3-4 года мы займёмся производством городских электробусов. Персональный транспорт на данный момент времени нам не особо интересен.
- CoolOn способен заряжаться от обычной розетки?
- Да, вполне.
- Сколько времени занимает зарядка?
- Если зарядка осуществляется от сети в 220 вольт - 6 часов, от сети в 380 вольт - 2 часа, если от зарядной станции постоянного тока - 40 минут.
- В процессе создания машины используются нестандартные комплектующие?
- Конечно! В CoolOn стоит созданный нами двигатель без магнитов, нами разработаны уникальные алгоритмы управления аккумуляторной батареей и уникальные системы самодиагностики.
- Перечислите основные физические характеристики вашего автомобиля?
- Длина - 5,5 м, ширина и высота - 1,80 м.
- Когда вы планируете запустить CoolOn в массовое производство?
- В конце 2021-го. Планы на следующие три года таковы: в первый год выпускаем 10 электрокаров, во второй - 1000, в третий - 5000.

Владислав ВОЛОБОЕВ

Рекордсмен Книги рекордов Гиннесса Вячеслав Павличук: «Я не считаю и никогда не считал себя звездой»

9-3Сила воли важнее мышц - в этом уверен 46-летний криворожский пауэрлифтер Вячеслав Павличук, побивший мировой рекорд в номинации «Наибольший вес, поднятый в становой тяге за одну минуту». Богатырю удалось, на первый взгляд невозможное, - потянуть в становой тяге штангу, вес которой равен 100 кг 600 г 58 раз в течение 60 секунд.

Подробнее: Рекордсмен Книги рекордов Гиннесса Вячеслав Павличук: «Я не считаю и никогда не считал себя...

Отдых за городом на любой вкус

11-1В июне нас дважды ожидают длинные выходные, а это значит, что стало больше поводов для отдыха за городом. Популярные турбазы Криворожья давно открыли сезон. Где и в каких условиях можно насладиться родной природой - в нашем обзоре.

Турбаза «Бригантина»
Это одна их самых популярных баз отдыха в Криворожской районе, она находится в селе Кудашево на берегу Карачуновского водохранилища. Здесь к вашим услугам двух- и одноэтажные домики карпатского типа, с современными кроватями, мягкими матрасами и холодильником. В каждом домике по две-три комнаты, туалет и душ - вне домика. В комнатах подключено электричество, однако ни электро- ни газовой плиты нет. «Хотите готовить еду в доме - привозите с собой мультиварку», - советует менеджер трубазы.
Но большинство отдыхающих довольствуются мангалами возле домика. Уголь, дрова, воду можно купить на территории «Бригантины», а при желании запастись мясом для шашлыков, хлебом, картошкой и тому подобным - нужно ехать до ближайшего магазина в поселке. Дойти пешком не получится, ведь речь о семи километрах. На этой турбазе можно рыбачить, купаться, но лодок, как заявила менеджер, нет. Зато за дополнительную плату на сутки можно снять беседку.
Цены на отдых стартуют в «Бригантине» от 200 грн. с человека, также есть возможность провести на этой турбазе день без ночевки, тогда будет достаточно сотни. Самый дорогой отдельный домик - 750 грн.

База отдыха «Ива»
Турбаза с таким названием расположена в Марьяновке, у реки Ингулец. Деревянные домики для отдыхающих оборудованы всеми удобствами: есть душ, туалет, кондиционер, телевизор, холодильник. За трехместную комнату придется отдать 1000 гривен, номера улучшенной планировки дороже, верхняя планка по ценам - 1500 грн.
Беседка с мангалом обойдется клиентам бесплатно при условии, что их больше трех человек. В противном случае придется доплачивать, причем едва ли не полную стоимость еще одной комнаты. В качестве дополнительной платной услуги - прогулка по реке на лодке или катамаране.
Чтобы сэкономить на питании, лучше отправиться за продуктами в ближайший магазин, ведь до него идти всего 10-15 минут. Если решитесь сделать заказ в ресторане, будьте готовы к наценкам. На территории «Ивы», кроме пляжа, есть детская и спортивная площадки.

База отдыха «Жемчужина»
Этот благоустроенный уголок природы находится в селе Кудашево возле живописного Карачуновского водохранилища.
«Бюджетный» номер на двоих без удобств - 310 гривен в сутки. Более популярны комнаты на первых этажах двухэтажных домиков с холодильником и удобствами, они дороже на двести с лишним. При желании заселиться в домик с улучшенными условиями нужно ориентироваться на цены до 1000 грн.
Большие семиместные домики порадуют оборудованной кухней, бесплатным мангалом на прилегающей территории, беседкой. Wi-Fi доступен на всей территории базы.
«Жемчужина» рассчитана на тех, кому шашлыков и рыбалки недостаточно - нужны развлечения. Любой каприз за ваши деньги - катамараны, лодки, настольные игры, футбольное и волейбольное поле, кальянная-бар на воде, детская площадка, бассейн-лодка для детей.

Турбаза «Заказник»
Это отличный вариант для любителей уютного семейного отдыха или рыбалки в кругу друзей. «Заказник» занимает большую территорию возле реки Ингулец, поэтому домики расположены на достаточном расстоянии друг от друга.
При каждом домике есть беседка и мангал, внутри - все удобства, включая холодильник, кондиционер и конвектор на случай холодной погоды, ведь лето пока что нас не балует теплом. На территории есть спортивные площадки, настольный теннис, детская площадка и даже мини-зоопарк.
Конечно, цены демократичными не назовешь: 1000-1200 грн. в выходные, и всего на 200 гривен дешевле в будние дни. «Бюджетных» предложений с проживанием нет, но можно отдохнуть здесь без ночёвки: просто позагорать на пляже (100 грн.) или порыбачить (250 грн.).

База отдыха «Валерия»
Находится она в Марьяновке и по праву считается одной из самых маленьких - всего 12 домиков. Туалет и душевые здесь общие, расположены на территории, также есть мангалы и кафе-бар. За двухместный номер в выходные придется выложить 250 грн.
Для детей - детская и волейбольная площадки, взрослые могут отдохнуть в шезлонгах или доплатить за беседку. После 10 июня появится возможность покататься на катере или водном скутере, но это удовольствие не из дешевых - 300 грн. в час.

База отдыха «Белая акация»
И снова берег Ингульца, Марьяновка. В «Акации», как сокращенно называют её в народе, слишком роскошных условий нет, зато их компенсирует сосновый лес и свежий воздух, напитанный густым ароматом хвойных деревьев.
Живут отдыхающие в простых двухместных домиках с удобствами на территории, в выходные их стоимость увеличивается с 400 до 500 грн.
11-2Есть где припарковать автомобиль (20 грн. за место), можно приобрести напитки в баре, для детей благоустроена игровая зона.
Любителей спорта привлечет возможность поиграть в волейбол и другие подвижные игры, а те, кто хочет прогуляться по водной глади, могут выбрать катание на лодках и катамаранах.
Для ценителей тишины и уединения подойдут уютные места для рыбной ловли или шезлонги. Большим компаниям предлагают беседки и террасы, максимальной вместимостью до 100 человек. Конечно же дополнительные предложения не бесплатны.

Турбаза «Голубой залив»
Это одно из самых бюджетных мест загородного отдыха. Турбаза подходит тем, кто хочет несколько дней побыть наедине с природой или порыбачить с друзьями.
В домиках только самое необходимое - четыре койки, холодильник. Удобства - на территории. Обычные домики - всего 70 грн., домики с улучшенным ремонтом - 100 грн.
Как отмечают горожане, место здесь едва ли не самое красивое - речка огибает берега полукругом, создавая впечатление маленького полуострова. Есть мангалы, удобные места для рыбалки и купания, на время отдыха можно припарковать машину. За 100-200 грн. можно выбрать беседку. Однако нельзя забывать, что, отправляясь в «Голубой залив», нужно иметь с собой всё самое необходимое, ведь магазинов поблизости нет.

Турбаза «Солнечная»
В Кудашево пользуется популярностью турбаза «Солнечная». Цены здесь слишком высокими не назовешь, и это не может не радовать. 125 грн. нужно заплатить за место, если вы согласны спать на кровати с панцирной сеткой, при наличии современной кровати и ортопедического матраса - 250 грн.
Домики на выбор: двух- трех- или четырехместные, удобства отдельно. Для детей есть качели, волейбольная площадка, а их родители могут воспользоваться мангалом или пообщаться, заказав на несколько часов беседку.
«Пляж хороший, купались с удовольствием, - говорят криворожане, побывавшие здесь. - Есть пирс, с которого можно ловить рыбу. На территории много скамеек-качелей, на пляже - раздевалка. Есть кухня с двумя газовыми плитами, стоит в отдалении от домиков. Жаль, что ночью экономят свет и выключают фонари на территории».
Конечно, туристических баз на Криворожье намного больше. Но даже на основании этого перечня очевидно - можно выбрать уютный уголок на любой вкус и карман и отдохнуть не хуже, чем на морском побережье.

 Анжелика Вельская