Ту-114: легенды и мифы

12-2Генеральный секретарь ЦК КПСС и глава советского правительства Никита Хрущев никогда не стучал ботинком по трибуне ООН и не летал в США на самолёте Ту-114 с бортовым номером 76485, который находится в музее авиации Криворожского профессионального колледжа Национального авиационного университета, о чём нередко пишут региональные СМИ.
Все это легенда, как и миф о том, что высокий гость из СССР, прилетев на военно-воздушную базу Эндрюс, расположенную в 24 километрах от Вашингтона, спускался из самолета на взлетное поле по лестнице пожарной машины. Трудно в это поверить, как и в то, в Америке не нашлось для советского правительственного борта №1 подходящего трапа.
Вот как описывал прилет огромного серебристо-белого турбовинтового самолета Хрущева привыкший к сенсациям, избалованный чудесами американской науки и техники корреспондент крупнейшей газеты «Кристен сaйенс монитор»: «Около пятисот корреспондентов, представлявших десятки стран, ловят взглядами детали обстановки и штрихи событий, быстро занося впечатления в блокноты. Обо всем этом и многом, многом другом всего через несколько часов экстренные выпуски газет расскажут жадным читателям. Радио и телевидение ведут репортаж прямо с аэродрома. Представители американского правительства направляются к самолету, с борта которого спускаются Н. С. Хрущев и сопровождающие его лица. У подножия специально сделанного для Ту-114, почти вдвое надстроенного по высоте, трапа Никиту Сергеевича Хрущева приветствует Президент США Дуайт Дэвид Эйзенхауэр...»
Как видим, встречающие обошлись без пожарной машины. Неверно и такое утверждение отдельных криворожских экскурсоводов: «Там, где ступала нога грозного генсека, теперь мирно ходят курсанты». Криворожский Ту-114 априори не мог во­зить Хрущева в Америку, так как сошел со стапелей Куйбышевского авиационного завода в 1963-м - почти четыре года спустя. Напомним, что первый визит советского лидера в Соединённые Штаты состоялся 15-27 сентября 1959 года. О том, как он проходил, я узнал, еще будучи школьником - в нашей домашней библиотеке появилась объемная иллюстрированная книга «Лицом к лицу с Америкой», написанная группой ведущих советских журналистов, сопровождавших Хрущева в этой поездке.
12-1Запомнился такой факт. В составе делегации был наш земляк Николай Тихонов - в 1957-1960 годах он руководил Днепропетровским совнархозом. Четыре десятка лет его жизни связаны с Днепропетровщиной. В 1924 году после окончания Екатеринославского техникума путей сообщения работал помощником машиниста паровоза. В 1930 году окончил Днепропетровский металлургический институт. Прошел путь от рядового инженера металлургического и трубопрокатного завода имени В. И. Ленина в Днепропетровске - до главного. После войны был директором Южнотрубного завода в Никополе. Зарекомендовал себя хозяйственником, заботящимся о рабочих. Работал на различных руководящих должностях в Москве: Государственном научно-экономическом совете Совмина СССР, Госплане. С начала до середины 80-х был председателем Совета министров Советского Союза.
Во время того полета Никита Сергеевич интересовался у Тихонова, как идет в Днепропетровске выполнение одного из важных заказов, в судьбе которого он, как глава государства, принимает самое горячее участие. Разговор велся о выпускаемой на Южмаше жидкостной одноступенчатой баллистической ракете средней дальности Р-12 наземного базирования...
Тот перелет до сих пор не имеет аналогов в истории мировой авиации: на самолете, эксплуатационные испытания которого еще не были закончены, перевезли правительство во главе с лидером страны. Полсуток над сушей и океаном! 15 сентября 1959 года в 12 часов 21 минуту по вашингтонскому времени, совершив беспосадочный бросок через Скандинавию, Исландию, Атлантический океан и Канаду, крылатый гигант, на борту которого находился Председатель Совета Министров СССР, приземлился в США, «прорубив окно в Америку».
Это был первый в истории визит главы Советского государства и КПСС в Соединенные Штаты. На этой земле бывали руководители многих государств мира. Но двухнедельный визит Хрущева до сих пор помнит старшее поколение американцев. Гражданам США понравились непосредственность, активность, напористость, трудолюбие, находчивость, простота и грубоватый юмор «коммуниста №1», как его окрестила американская пресса. Хрущев не терялся ни при каких обстоятельствах...
Благодарность от Хрущева
Однажды мне довелось отмечать День военно-морского флота в компании моряков-ветеранов. И каких только баек не наслушался! А вот в эту поверил. Виктор Сухов, бывший матрос Краснознаменного балтийского флота, прихватил на встречу благодарственное письмо от самого Хрущева. Оказывается, эсминец, на котором он служил, эскортировал турбоэлектроход «Балтика», на борту которого глава советского государства в 1960 году направлялся в США.
Из рассказа Виктора запомнилось, что, как только судно с важными пассажирами на борту вышло из Балтийска, его сразу же стали сопровождать два эсминца. Боевые корабли якобы защищали «Балтику» от нападения террористов. Правда, это было не совсем так. Дело в том, что в акватории Балтийского моря находилось множество мин, оставшихся со времён Второй мировой вой­ны, поэтому и было принято решение максимально обеспечить безопасность советского правительственного лайнера, который эсминцы сопровождали до пролива Ла-Манш. Всем участникам необычного похода - офицерам и матросам вручили благодарственные письма, в которых генсек выразил благодарность за сопровождение его плавающей правительственной резиденции.

В качестве заложника - Туполев
Работая над этой статьей, я невольно задумался, а почему Никита Сергеевич отправился в Нью-Йорк не воздушным путем? Дело в том, что полет отменили. В последний момент военпред завода, контролирующий качество и надежность самолетов, выпускаемых куйбышевским предприятием, обнаружил на тягах управления коррозионные поражения. Целую неделю, пока Хрущев на «Балтике» каждый день произносил по радио длинные речи, которые занимали половину газетных полос, академики Всесоюзного института авиационных материалов Кишкин и Фридляндер разбирались с тягами, сделанными из дюралевых труб.
Доводы ученых мужей: чтобы труба разрушилась от коррозионной точки, обязана возникнуть усталостная трещинка, она должна прорасти всю стенку трубы, а весь перелет туда и обратно займет максимально 20 часов, не помогли. Генералы КГБ, ВВС и МВД и слышать не хотели - мол, нет надежных доказательств (видимо, боялись потерять свои «теплые» места в случае ЧП).
В конце концов протокол был подписан. Академики помчались на вокзал к московскому поезду. Расположились в двухместном купе мягкого вагона в самом хорошем настроении, ожидая отправления. Но в этот момент дверь в купе открылась, вошли двое представителей спецслужб: «Товарищи, ну зачем вам целые сутки трястись в поезде, когда через час Ту-114 вылетает из Куйбышева, а через три часа - Москва. Вы же сами подписали документ, что самолет вполне надежен».
Впоследствии оказалось, что надежность документа проверялась не только на них. В этот раз в качестве «заложника» в Америку и обратно в Союз слетал А. Н. Туполев - генеральный конструктор Ту-114. Вот такая история. К слову, переход «Балтики» из Балтийска в Нью-Йорк занял десять суток, а перелет в Москву - 10 часов. Хрущев спешил домой - в СССР он отсутствовал 35 дней!
Самолёты на пенсии
Списанная авиатехника чаще всего попадала на пункты приема вторсырья. Правда, иногда ее ставили на постаменты, а иной раз давали еще послужить на земле в качестве учебных пособий авиатехнических училищ, наглядно показывая курсантам конструкцию и устройство основных систем летательных аппаратов. Отслужив в небе, самолет приносил пользу на земле, готовя новые кадры технических специалистов для гражданского флота.
Такая участь постигла и лайнер с бортовым номером СССР-76485, стоящий ныне на приколе в Кривом Роге.
Наш Ту-114 - один из пяти самолетов (6-й серии), изготовленных на заводе №18 в г. Куйбышев в 1963-1964 годах авиаотрядами Московского управления транспортной авиации ГВФ. Данный борт свой первый полет совершил в 1963 году. Эксплуатировался до мая 1977-го на маршруте Москва-Хабаровск-Москва. А затем ушел в бессрочный отпуск с формулировкой «выработка назначенного ресурса» (был списан по достижении им налета в пределах 14000 часов).
17 сентября 1976 года совершил последний полет в Кривой Рог. Тогда Ту-114 впервые в истории приземлился на специально подготовленную грунтовую полосу учебного аэродрома авиатехнического училища. Уникальную посадку осуществил экипаж, возглавляемый командиром кораб­ля Николаем Рябининым. Сделать это было непросто из-за отсутствия специального аэродромного оборудования и взлетно-посадочной полосы необходимых параметров. Сев на грунт, экипаж еще раз подтвердил, что Ту-114 является самым надежным самолетом Аэрофлота (за три десятка лет эксплуатации было лишь две катастрофы из-за человеческого фактора).
В настоящее время сохранились лишь три машины: в центральном музее ВВС РФ в Монино, музее гражданской авиации в Ульяновске и в Кривом Роге. Построенный почти 60 лет назад «сто четырнадцатый» с бортовым номером СССР-76485 поражает посетителей музея авиации авиатехнического колледжа стремительностью форм, воплощением в металле лучших достижений отечественной науки и техники.
Чем «тушка» поражала?
Ту-114 был самым большим и самым быстрым в мире турбовинтовым пассажирским самолетом, который мог совершать трансатлантические перелеты. Большие размеры, стреловидные крылья, стремительный силуэт впечатляли как пассажиров, так и провожающих.
Летчики в шутку надавали этому лайнеру немало прозвищ. Мой давний друг, авиатехник Георгий Каплун, обслуживавший эти «тушки» в аэропорту Домодедово, после того, как Ту-114 стал терять гордое звание флагмана «Аэрофлота» и уступил его более молодому Ил-62, рассказывал: «Самое распространенное прозвище было «Змей Горыныч». Ведь действительно, если посмотреть на фотографии, на которых Ту-114 запечатлен снизу в наборе высоты, создается впечатление, что сказочный персонаж и впрямь ожил (благодаря работе конструкторского гения КБ Туполева). Чуть менее распространенным прозвищем считалась «Пилорама», потому, что вращающиеся винты двигателей напоминали своим видом вращающиеся пилы деревообрабатывающего оборудования. А вот в аэропортах Средней Азии - Ташкенте и Алма-Ате - мои коллеги-авиатехники прозвали Ту-114 «Шайтан-Арба» («шайтан» - в мусульманской мифологии злой дух, демон, дьявол, сатана - прим. авт.)».

Святослав АЗАРКИН

Александр Карауш: «Покупайте мёд у проверенных пасечников»

8-1Японцы говорят: «Если у тебя каждое утро на столе не стоит мёд, твой день начался не с того». Про представителей страны Восходящего Солнца мы еще поговорим. А сейчас самое время поведать про нынешний урожай мёда, про пчёл-трудяг и апитерапию. Тем более, и повод есть.
В середине августа в Кривой Рог опять возвращается фестиваль-праздник меда, хлеба и нового урожая «Смачне місто-2021». Об этом наш разговор с председателем Союза пчеловодов Криворожья «Майский мед» Александром Караушем.
- Александр, я знаю, что этот год для пасечников был не самый приятный?
- Да. Сезон начался с дождей и холодов. Майского меда практически не удалось собрать. Скачали акации, но совсем немного. Потом снова обильные дожди. Было холодно и в начале лета, поэтому и разнотравья тоже мало.
И так не только у меня. Мои коллеги по всей Украине тоже порядком пострадали. Думали, повезет со сбором липы, но во время ее цветения были молнии и грозы, что липе строго противопоказано. Она просто перестает выделять необходимый для пчел продукт. Не удивительно, что сейчас липового меда нынешнего урожая в обойме пасечников очень мало.
Сейчас цветет гречиха, прогнозы неплохие, будем качать. Впереди цветение подсолнуха. Уверен, что его мы откачаем в первых числах августа. И свежий подсолнух с разнотравьем будет уже стоять на прилавках на фестивале.
- Профессионального пасечника тяжело застать в сезон сбора «пчелоурожая» дома?
8-2- Да, хороший пасечник не сидит дома, а постоянно кочует со своей пасекой. Я, например, в этом году вывозил пчел на акацию в Радушное. Часть пасеки повез чуть дальше, на липу. Но там не повезло. Собрали совсем чуть-чуть. Например, если раньше собирали 20-30 килограммов с улья, то сейчас - не больше пяти.
Но у меня большая пасека. Посчитайте, если я собрал по пять килограммов со ста пчелиных семей, это уже полтонны. А вот что касается пчеловодов-любителей, которые держат до двадцати семей, то у них беда. Для себя-то они накачали, но на продажу ничего не осталось.
Еще хуже дела обстоят у пчеловодов Одесской и Николаевской областей. Град просто положил подсолнух на землю, и они вынуждены искать сейчас другие места, постоянно кочевать. А это время и затраты. И так во многих областях страны. Я скажу, что за мои почти 36 лет работы в этой отрасли этот год - самый плохой.
- А как же ситуация с мором пчел, которая произошла три года назад? Тогда это считалось трагедией для пчеловодов-профессионалов.
- Действительно, мы в тот год потеряли почти весь взяток, который предполагали собрать. И потеряли в деньгах, на которые живем потом целый год. Позже свои пчелиные семьи смогли восстановить и продолжить работать, но есть и те, которые вообще бросили этим заниматься - просто физически не смогли восстановить пчелиные семьи.
Я думаю, это была диверсия со стороны тогдашнего правительства. Именно чиновники в тот год целенаправленно закупили несертифицированные химикаты. Они-то и потравили всех пчел. И не только. Тогда даже коровы перестали доиться, исчезли кузнечики и мухи. Украина уверенно выходила на первое место по экспорту меда в мире, опережая по всем показателям Китай. Но кому-то было выгодно убить отрасль в стране.
Чтобы этого не повторилось, мы пошли другим путем. Пообщались с агрономом. К счастью, он понял нас. Донес нашу мысль фермерам. И в нашем районе перестали травить пчел. Нет, фермеры продолжают обрабатывать поля химикатами. Но это уже другой, немецкий яд, у которого класс токсичности №4. А это значит, что он безопасен для людей и пчел.
8-3- Пчеловодство требует не только терпения и знаний, а и больших затрат?
- В среднем один улей стоит 1000 грн. Одна пчелиная семья - до 1400 грн. Но к этому надо еще инструмент, рамки, вощина, медогонка. Это очень затратное занятие. К тому же, нужны специальные знания. Чтобы заниматься любимым делом, я учился в институте на отделении пчеловодства. У пчел есть болячки, не меньше, чем у людей. Их надо лечить, заботиться о них.
До недавнего времени считалось, что пчела хозяина не знает. Думали, что ей все равно, кто к ней подходит. Но японцы доказали, что это не так. Я сейчас это понимаю. Могу ходить между ульями целый день голый по пояс, и мои подопечные не жалят меня.
- Я знаю, что для профессиональных пчеловодов неприемлемо такое понятие, как черные перекупщики…
- Я не признаю этих людей, они всегда играют не по правилам и наживаются на тяжелом труде. Приведу пример.
Дедушка на стареньком «Жигуленке» привозит на продажу мед. Времени стоять с ним на рынке у него нет. Вот тут и слетаются к нему сомнительные люди.
Перекупщики имеют свою мини-лабораторию. Чаще всего китайскую. Пасечнику обещают хорошую цену. И ведь продукт у него действительно качественный. А потом, после проверки, эти негодяи, я их так назову, выходят и говорят, что в меде есть антибиотики. Или увозите, или мы вам дадим цену в три раза меньше. И дедушка соглашается. Ему бы машину заправить и домой назад вернуться. Посчитайте, сколько потом эти недобросовестные люди наварят на хорошем меде.
- Бытует мнение, что мед не должен кристаллизоваться? Это так?
- Кристаллизация - это неплохо. И это не только мое мнение, но и ученых. Мед кристаллизуется и будет кристаллизоваться. Не кристаллизуются в Украине только два вида меда - акация, если она чистая, и мед из чистого сахара. Есть люди, которые не выезжают на кочевки и сидят дома, и скармливают сахар пчелам, а затем продают этот мед как акациевый.
Сейчас трехлитровый бутыль акации стоит 750 грн. Чтобы «скормить» пчел, необходимо пять килограммов сахара. Отнимите разницу и посчитайте прибыль. А ведь человек ест этот мед. Афера чистейшей воды. Причем, в лабораторных условиях настоящий и «липовый» мед различить практически невозможно. Поэтому я всегда говорю: покупайте мед у проверенных людей, желательно непосредственно на пасеке.
Вот на стихийном рынке возле железнодорожного вокзала опасно покупать. Человек с электрички соскочил, мед в лаборатории не проверил, продал наспех и был таков. Кому потом претензии предъявлять - непонятно.
- Вернемся к японцам. У тебя же есть опыт общения с ними?
- У японцев культура потребления меда стоит на первом месте. У них есть специальная государственная программа. По ней положено выдавать пожилым людям и детям мед и пчелиное молочко бесплатно. Это давняя история и ведет она свой отсчет с момента сброса атомной бомбы на два японских города в 1945 году. Через какое-то время один из научных мужей нации предложил употреблять в качестве профилактики продукты пчеловодства, которые бы помогли восстановить здоровье народа после страшной трагедии. Попробовали - получилось. Самое большое количество долгожителей сейчас живет именно в Японии. И они приписывают это волшебным качествам меда и продуктам пчеловодства.
А теперь про мое знакомство с японцами. В середине восьмидесятых я торговал на соцгородском рынке. Помню, я в тот год собрал 150 рамок сотового меда, запечатанного. Одну из них я выставил в качестве образца на прилавок. Смотрю, идет большая компания, в которой много чужеземцев. Был такой период, когда к нам приезжали японские специалисты, чтобы поставить на металлургический комбинат фильтры. Так вот. Один из членов делегации увидел рамку сотового меда и… застыл. Долго смотрел на нее, а потом через переводчика спросил, а есть ли у меня еще такие рамки. Я говорю: есть, только надо съездить домой, а на это потребуется немного времени. Японец сказал, что подождет. Я в машину - и на пасеку. Благо, все рамки были собраны. Забрали все, даже не торговались. Еще бы, для японцев сотовый запечатанный мед считается элитным продуктом.
- Ваша организация «Майский мед» не первый год участвует в различных благотворительных мероприятиях?
- Да, мы очень сильно подружились с администрацией и детьми реабилитационного центра на ул. Озерной, 17. Шесть лет назад мы к ним приехали на Новый год с подарками, а сейчас с каждой ярмарки отво­зим туда по двадцать и более литров меда. Бываем часто и в центре «Жемчужина» на Ингульце. Дети мед едят с удовольствием.
- Теперь про праздник меда, хлеба и нового урожая «Смачне місто-2021». Когда он состоится и кто будет среди его участников?
- Это второй по счету праздник такого масштаба в Кривом Роге. В прошлом году его по понятным причинам отменили. Хочу сказать, что первый фестиваль прошел на очень высоком организационном уровне. И стал сразу любимым среди многих криворожан. Еще бы! Такого количества качественного меда, который был привезен со всех уголков страны, можно было только поискать.
Не будет исключением и нынешний фестиваль. Свою продукцию представят лучшие пчеловоды Сумщины, Кировоградщины, Николаевщины и Херсонщины. И, естественно, Криворожского региона.
Но не одним медом, как говорится. На празднике пройдет презентация сельскохозяйственной продукции. Например, мой приятель-агроном Глеб Пузына привезет свои арбузы. Он их выращивает без единой химической добавки. Также на фестивале можно будет отведать хлебобулочные изделия всех частных пекарен города.
И это еще не все. Каждый из пришедших в эти дни в парк «Саксаганский» сможет продегустировать всю перечисленную продукцию. Посмотреть на агротехнику и даже собрать свежий мед с медогонки.
На празднике предусмотрена разнообразная концертная программа, будут работать аттракционы для детей. Также малыши смогут посетить живой уголок с фазанами или покататься на пони. Настроение посетителям будет поднимать муниципальный духовой оркестр.
Приходите 14 и 15 августа в парк «Саксаганский»! Начало мероприятия в 10.00.

Игорь Кононенко

Сумасшедшее лето

8-2Лето-2021 в самом разгаре - впереди август, но уже за первые два месяца погода нам преподнесла массу сюрпризов. Ещё бы! Синоптики отмечают, что на Днепропетровщине нынешний июнь - самый дождливый за всю историю наблюдений! В первый летний месяц осадков выпало втрое больше нормы.
Ну и, конечно, как не вспомнить грозы и град. В Кривбассе, кстати, размер выпавших 20 июля градин доходил до трёх сантиметров.

Самый «мокрый» июнь
Еще в мае в нашем регионе задождило, и долгожданное лето несколько запоздало. Но и в июне мы не увидели настоящего тепла.
8-1- В мае осадков выпало чуть больше обычного - 106% от нормы, но в июне их было втрое больше нормы, - рассказывает начальник Днепропетровского регионального центра по гидрометеорологии Василий Гринчак. - Июнь вообще самый дождливый месяц года, но июнь-2021 оказался самым «мокрым» за всю историю наблюдений (из 30 дней месяца 23 были дождливыми - прим. авт.). Предыдущий рекорд был зафиксирован в июне 1948 года, когда выпало 121 мм (две месячные нормы) осадков. Хватало влаги и в июле. Причем, зачастую дожди лили, как говорят в народе, как из вед­ра. 21 июля на метеостанции в Лошкаревке (Никопольский район) за шесть часов выпало 60 мм. При месячной норме в 49 мм!

Было лишь три «тропические» ночи
Мало того, что начало лета запомнилось чрезмерной влажностью, так еще и в июне было прохладно, а местами и холодно. Согласитесь, что в эпоху глобального потепления это уже чересчур!
- В Днепропетровской области в первой половине июня преобладали низкие температуры, - отмечает начальник отдела агрометеорологии и агрометпрогнозов Любовь Трофимова. - Среднесуточные температуры воздуха были на 1-6 градусов ниже нормы и составляли 11-18 градусов. Жаркой оказалась только третья декада месяца, когда среднесуточная температура достигала 20-26 градусов, что на 1-5 градусов выше обычной.
И хотя настоящее летнее тепло мы вроде бы ощутили, в целом его было маловато.
 - В первой половине июля действительно выпадали жаркие дни, когда термометр фиксировал +350С и выше, но в целом таких дней было меньше обычного, - констатирует Василий Гринчак. - В прошлом году знойных дней было больше. Достаточно вспомнить 2007, 2011 и 2020 годы. В регионе зафиксировано лишь три «тропические» ночи, когда температура не опускалась ниже +200С. Как правило, таких ночей у нас бывает больше.
Впрочем, нет худа без добра. Холодная половинка лета вдохновила художников-карикатуристов, которые воздали должное сюрпризам природы.
И, разумеется, это лето уж точно войдет в историю своими грозами и наводнениями. Возможно, они еще напомнят о себе и в августе.

Такое грозное и радужное лето
Характерная примета летнего сезона - обилие грозовых дождей, наводнений, радуг на любой вкус и градов.
Руководитель Днепропетровского регионального центра по гидрометеорологии напомнил, что крупный летний град имел место в Днепре, Кривом Роге, Никополе, где с неба падали полуторасантиметровые градины. Такой град набедокурил, к примеру, в Магдалиновке, где за 10 минут ледяные камешки ажурным шаром покрыли землю. После того, как они выпали, людям пришлось брать веники в руки и сметать их в кучи, потому что иначе ходить было неудобно.
Ну а в Кривом Роге вообще выпал суперград! Фото рекордных ледяных горошин продемонстрировал в соцсети депутат горсовета Олег Подкопаев. По его словам, иные градины были трех сантиметров. Такая «каменюка» и убить может!
Смертельных случаев, по официальной информации, в регионе не зарегистрировано. Но растения от непогоды очень пострадали. В июне во многих районах области град практически полностью уничтожил урожай клубники, прошелся по черешне и вишне.
От дождей, разумеется, страдали не только растения, но и люди. Городские «ливневки» не в состоянии справиться с большими объемами воды, поэтому улицы оказались затопленными.
Что случилось в 2021-м с природой? Почему она вышла из берегов?
 - Во многом это следствие глобального потепления, - считает начальник Днепропетровского регионального центра по гидрометеорологии Василий Гринчак. - Существенно повысилась среднемесячная температура, интенсивнее происходит испарение и интенсивней перемешиваются воздушные массы, что вызывает сильные осадки. Напомню, что рост выбросов СО2 создает парниковый эффект, что также провоцирует резкую смену синоптической ситуации.
Такое случается всё чаще. На Днепропет­ровщине в прошлом году был зафиксирован рекордный перепад температур, когда в июле за один день температура воздуха упала почти на 20 градусов. В течение трех аномально жарких дней температура доходила почти до +400С, а 14 июля она вдруг упала до +180С.

Природу «испортил» человек
- В чем причина таких необычайно затяжных дождей, которые сейчас заливают Украину? - рассуждает Петр Динец, географ, имеющий более 35 лет стажа. - Первое «спасибо» за такую влажную и прохладную весну и начало лета следует сказать глобальному потеплению и связанному с ним масштабному таянию льда Арктики. Вторая «благодарность» за такое - глобальному выгоранию за последние годы лесов планеты. Вы ведь только вспомните, сколько было уничтожено огнем лесов в Сибири, да и в других местах Земли (в Австралии, Бразилии и т. д.).
Вот в результате и имеем, что воздушные массы перемещаются над морями и океанами, над сушей уже по-другому. В частности, появляются вот такие продолжительные застаивания областей низкого давления над определенными территориями - как ныне над Украиной. И льет с небес, пока воздушные массы, которые пришли к нам, не отдадут земле всю свою влагу.

Александр Разумный

Что ждёт криворожан на курортах?

29-4Как мы уже рассказывали в «Пульсе», в этом году на наших курортах отдыхающих ждут неприятные сюрпризы в виде братьев наших меньших, которые просто не дают людям нормально отдохнуть. Кто они такие, откуда взялись - в этой статье.

Медузы
Говорят, что медуз на морских курортах видимо-невидимо. Они заплывают в Кирилловку и Приморск, но особенно много этих удивительных животных в Бердянске. В том, что медузы удивительные и неповторимые, у зоологов нет сомнений. Еще бы! Ведь один из видов медуз действительно бессмертен. Речь идет о Turritopsis Nutricula. Это животное, достигнув зрелости, оседает на дно и превращается в полип, покрытый хитиновой кутикулой. Затем на полипе под кутикулой образуются почки, в которых и формируются будущие медузы. Самое интересное, что подобные метаморфозы повторяются бесчисленное количество раз, а смерть этого существа возможна, только если его съедят другие хищники.
Но, увы, нашим медузам бессмертие не грозит. Во-первых, потому, что феноменальный Turritopsis обитает исключительно в тропиках. А во-вторых, оттого, что курортники собирают медуз чуть ли не тачками, свозят их в кучу, обрекая бедных животных на недолгую, но мучительную смерть.
Чем же опасны медузы и почему их так много в нынешнем году?
 - Недавно вернулся из Приморска, где на своих телесах испытал все прелести Азовского моря, - рассказывает профессор Днепровского государственного агро-экономического университета, доктор биологических наук Роман Новицкий. - Медуз огромное количество. Определенную опасность они представляют, особенно для детей. Щупальца медуз снабжены специальными стрекательными клетками. Они достаточно жгучие. Ощущения такие, точно хлестнули крапивой. Мой ребенок немного пострадал. Приятного мало! Наша семья вышла из положения - купались в полотняной одежде. В таком виде медузы не страшны.
Почему их много? Увы, за последние 4-5 лет соленость Азовского моря увеличилась почти в два раза. Это произошло из-за того, что сток рек в море стал меньше и Азовское море стало сильнее подпитываться соленой водой Черного моря. Соленость воды увеличилась и возросло количество медуз. Попали в Азов они в виде полипов, а после полипы превратились во взрослых особей.

Водяные блохи
29-3В этом году на пляжах Азовского моря отдыхающих атакуют бокоплавы или морские блохи. Говорят, что на одном из пляжей Бердянска эти морские создания не дают туристам спокойно купаться. В прошлом году бокоплавы не давали покоя курортникам в Кирилловке.
Представляют ли они опасность для людей?
Рачки бокоплавов относятся к разноногим ракам и это легко проверить, взглянув на конечности беспозвоночного. Строение каждой пары ножек рачка различное и служит для разнообразных целей, можно сказать, ноги бокоплава - это один универсальный складной нож. Первая пара с псевдоклешнями предназначена для удерживания и дробления пищи, следующая пара ног - для плавания, другие ножки - для бега, ну и куда же без ножек для прыжков. Оттого, собственно, их и называют блохами.
Кстати, бокоплавы полезны. Ведь они - санитары пляжей. Любимой пищей морских блох являются трупы животных и гниющие водоросли.
В принципе, особой опасности беспозвоночные не представляют, не считая, конечно, некоторого дискомфорта при купании. Правда, аллергики болезненней переносят покусывания бокоплавов.
Ощущения примерно, как при укусе комаров.

Змеи
29-1Нередко с курортов поступают тревожные сведения о нашествии гадюк. Но специалисты подобной информации не подтверждают, считая, что отдыхающие (у страха глаза велики!) за опасных рептилий принимают водяных ужей. Этих ужей, кстати, в народе называют «шахматными гадюками». Но разница с настоящими, степными, гадюками радикальная.
- Гадюк на азовских курортах нет, - утверждает Роман Новицкий. - Гадюки встречаются редко и обитают в степи, в каменистой местности. Сейчас чаще встречаются полозы, чем гадюки. Ну а за гадюк принимают водяных ужей. В прошлом году на азовском побережье их было особенно много. Но в нынешнем уровень моря и лиманов существенно поднялся и ужей стало меньше. Заметны лишь отдельные следы этих змей, которые рано утром охотятся на бычков.

Божьи коровки
29-2Наверное, все знают этого симпатичного красненького жучка с черными пятнышками или точками на крылышках. У нас его издавна называют божья коровка. Название «божья» возникло, скорее всего, оттого, что этот жучок производит впечатление незлобивого и трогательного создания. А коровкой этого симпатичного жучка называют тоже неспроста. При малейшей опасности на сгибах его ножек выступают капельки оранжевой жидкости-молочка. Правда, это «молочко» неприятно на вкус, но ведь оно предназначено не для того, чтобы его пить. Эта жидкость отпугивает врагов, которые есть и у этих жуков с яркой предупреждающей окраской.
И есть о чем предупреждать. Ведь в гемолимфе (так называется кровь жуков) содержатся ядовитые вещества, в частности, кантаридин. Потому птицы этих насекомых не едят.
Для человека этот яд также опасен. Считается, что при попадании экстракта кантариды на кожу возникает сильнейшее раздражение, боль, жжение, появляются пузыри как от ожога.
Но лично я никогда не слышал о том, что кто-то серьезно пострадал от этих жуков.
Ну а если божьих коровок окажется слишком много?
Однажды, как раз на Азовском море, я пережил настоящее нашествие свирепых коровок. Сбрасывая на соседний сад шестиногих хищниц, вертолетчик, видимо, немного не рассчитал и направил прожорливое стадо насекомых на нас. Тысячи коровок оказались отнюдь не божьими и ввиду отсутствия другой пищи ополчились на отдыхающих. Нас, конечно, не съели, но напомнили очевидное: что чрезмерно, то нехорошо.
Но в нынешнем году нашествие шестиногих хищниц отмечают во многих регионах страны, в том числе и на курортах. Божьи коровки собираются у берега сотнями. Нашествие насекомых наблюдается на пляжах Мариуполя, Железного Порта, Одессы. Жуки забираются везде: на шезлонги, навесы, песок и в личные вещи отдыхающих.
В чем дело?
- Вследствие достаточно теплой зимы, дождливой весны и начала лета массово расплодилась тля, которой питаются эти насекомые, - констатирует доцент кафедры зоологии и экологии ДНУ, кандидат биологических наук Виктор Бригадиренко. - Такое обилие пищи обусловило резкое увеличение численности коровок.
Впрочем, каких-то особых неприятностей от жуков ждать не приходится. Ну пощиплют они вас немного. И все!

Бактерии и водоросли
Цветение моря ничего хорошего не сулит. Вспышка размножения cине-зеленых водорослей в прибрежной зоне может свидетельствовать о неблагополучном состоянии окружающей среды, вызванном нарушением биологического баланса в результате интенсивного загрязнения водоема.
Ну а купание в такой воде чревато для человека кожными высыпаниями по всему телу, может появиться зуд, покраснение кожи, слизистой оболочки глаз и носа, а в случае заглатывания такой воды возможно повышение температуры, боли в животе, тошнота и рвота.
Но, справедливости ради отметим, что такие неприятности случаются редко. Да и вообще к описываемому явлению можно ведь отнестись поэтически. Как Константин Паустовский, который так описывает цветение Азовского моря: «Азовское море цветет в начале августа, как цветут реки и пруды. Микроскопическая ряска плавает на поверхности обширными островами, иногда в несколько миль длиною. Пароходы режут по ней пенные дороги, а береговые жители перестают купаться - вода в море во время «цвета» будто бы ядовитая».
Понятное дело, не озонируют воздух и гниющие водоросли. Особенно проблематично этот запах переносят аллергики.
Но что делать? Такова жизнь!

Александр РАЗУМНЫЙ

Электрокар CoolOn заряжается от розетки

8-1Криворожский инженер-разработчик Виталий Брызгалов вместе с небольшой командой волонтёров и энтузиастов на протяжении нескольких лет занимается созданием первого в стране коммерческого электрогрузовика, который, как планируется, к концу этого года выйдет в массовое производство.

В разговоре с руководителем проекта CoolOn Motors журналисту «Пульса» удалось выпытать интересные подробности «конструкторского закулисья».
- Виталий Владимирович, как зародилась идея создания грузового электрокара?
- Наша команда была создана, как только начались боевые действия на востоке Украины. Будучи волонтёрами, мы приняли решение помогать украинской армии посредством разработки для неё дронов. Шли годы, потребность создания дронов сменилась потребностью создания самолётов. В силу того, что топливо для самолётов - вещь недешёвая, в наших головах родилась идея создания лёгкого электросамолёта. Позже, по причине отсутствия лётных электробатарей с большим запасом хода, мы приняли решение спуститься с небес на землю и переставить двигатель от электросамолёта в машину. Так и родился CoolOn.
- Чем вдохновлено название электрокара? Почему именно CoolOn?
- Известные производители электромашин любят называть свои детища в честь прославившихся деятелей электротехнической науки. Так, на международном рынке представлены электромашины, получившие названия в честь Теслы, Ампера, Вольта. Мы решили не нарушать эту традицию и назвать изобретённую нами машину в честь французского исследователя электромагнитных и механических явлений Шарля Кулона.
Прошло немного времени и название электрокара заиграло новыми красками. Так, на сегодняшний день мы позиционируем «кулон» в качестве украшения для бизнеса. Кроме того, дословный перевод названия нашего детища с английского звучит как «включай класс».
- В процессе создания электромобиля участвует много людей?
- Всего шесть человек. Наша команда представлена электросварщиками, программистами, конструкторами.
- В двух словах - что такое CoolOn?
- Городской электрогрузовик.
- Только лишь городской? Как обстоят дела с междугородными перевозками?
- Мощности электробатарей нашего электрокара хватит лишь для того, чтобы беспроблемно перемещаться по городу и пригороду. С международными перевозками сложнее - одной зарядки хватит не больше, чем на 200 км беспрерывного хода.
- Какова грузоподъёмность автомобиля?
- Максимальная - 1000 кг.
- Назовите его потенциальных покупателей.
- Предприятия, занятые доставкой и перевозкой грузов, предоставлением полевого сервиса, полевых ремонтных работ, а также организации, предоставляющие коммунальные услуги населению.
- Можно ли называть CoolOn трансформером?
- Конечно. Заднюю часть электрогрузовика вы можете занять будкой, пылесосом для подметания тротуаров, мусоровозом, краном, приспособлением для обрезки деревьев и многим другим.
- Разрабатывая электрогрузовик, вы долго думали над его дизайном?
- Для коммерческой машины дизайн стоит на последнем месте. Покупатели, как правило, на него не смотрят, для них важны лишь характеристики автомобиля, его стоимость.
- Слышал, что в процессе изготовления машины вы используете, по большей части, комплектующие украинского производства. Так ли это на самом деле?
- Так. На мой взгляд, создание машины преимущественно из украинских запчастей - это довольно патриотичное занятие. Не скрою, кроме патриотизма, нами движет и рационализм. Так, использование в процессе работы преимущественно украинских деталей позволило нам уменьшить стоимость готового автомобиля, снизить риски, связанные с поставкой отдельных комплектующих. К сожалению, в Украине сегодня не производят тормозные и рулевые системы, поэтому их приходиться импортировать.
- Что вы еще сделали для того, чтобы уменьшить себестоимость машины?
- Нам пришлось разработать большую часть компонентов машины с нуля (раму, подвески, двигатель, кабину).
- Какова себестоимость первого прототипа CoolOn?
- Около 80 тысяч долларов.
- Насколько сложно найти конструкторов автомобилей в Кривом Роге?
- Практически невозможно. В нашем городе очень много классных специалистов, но машиностроителей и конструкторов среди них нет вообще. Ситуация грустней оттого, что в Украине очень мало вузов, которые занимаются подготовкой конструкторов автомобилей (таковые остались только в Харькове, во Львове и в Черкассах).
- Не рассматриваете ли вы возможность размещения производства по изготовлению электрокаров в Кривом Роге?
- Рассматривать-то я рассматриваю, но в этом случае возникнет острая проблема со специалистами, которых придётся сюда привозить.
- На национальном рынке у CoolOn есть конкуренты?
- На всеукраинском рынке практически нет предложений среди электрогрузовиков отечественного производства. Украинский рынок настолько огромен, что любых производителей электрокаров всегда будет мало. Но дорогой заграничный электротранспорт нецелесообразен для украинского бизнеса. Так, минимальная стоимость заграничного электрокара - 42 тыс. евро.
- Назовите цену автомобиля CoolOn для покупателей после того, как его станут производить массово.
- Максимальный порог цены - 20 тысяч долларов.
- В чём главное преимущество CoolOn в сравнении с заграничными конкурентами?
- При том же уровне качества, наш автомобиль стоит в два раза дешевле.
- В чём состоит преимущество CoolOn перед бензиновыми машинами?
- Стоимость эксплуатации и обслуживания CoolOn в десять раз дешевле, чем дизельного авто. Наш автомобиль характерен небольшими размерами, манёвренностью, бесшумностью и экологичностью. В силу отсутствия бензина, с него невозможно слить и украсть топливо.
- Украинцы все еще побаиваются приобретать электромобили?
- Они побаиваются не столько электромобилей, сколько машин украинского производства. Люди уверены в том, в нашей стране невозможно создать нормальную машину. И я с грустью констатирую, что на сегодняшний день - это не миф, а реальность. Несмотря на это, мы верим в то, что у нас получится сломать годами подкреплявшийся украинский менталитет недоверия.
- Можно ли сказать, что на сегодняшний день CoolOn продолжает оставаться проектом энтузиастов?
- Раньше это было так, но сегодня - уже нет. В последние годы на простом энтузиазме далеко не уедешь. Без ресурсов, без вливаний инвестиций подобные проекты долго не живут. С недавних пор мы начали подключать профильных специалистов, инвесторов, которые сотрудничают с нами исключительно на прибыльной основе. К тому же, не забывайте и о том, что глобальной целью любого бизнеса является заработок денег и создание новых рабочих мест.
- Вы планируете расширить линейку транспорта после первой волны серийного производства?
- В случае, если всё пойдёт хорошо, уже через 3-4 года мы займёмся производством городских электробусов. Персональный транспорт на данный момент времени нам не особо интересен.
- CoolOn способен заряжаться от обычной розетки?
- Да, вполне.
- Сколько времени занимает зарядка?
- Если зарядка осуществляется от сети в 220 вольт - 6 часов, от сети в 380 вольт - 2 часа, если от зарядной станции постоянного тока - 40 минут.
- В процессе создания машины используются нестандартные комплектующие?
- Конечно! В CoolOn стоит созданный нами двигатель без магнитов, нами разработаны уникальные алгоритмы управления аккумуляторной батареей и уникальные системы самодиагностики.
- Перечислите основные физические характеристики вашего автомобиля?
- Длина - 5,5 м, ширина и высота - 1,80 м.
- Когда вы планируете запустить CoolOn в массовое производство?
- В конце 2021-го. Планы на следующие три года таковы: в первый год выпускаем 10 электрокаров, во второй - 1000, в третий - 5000.

Владислав ВОЛОБОЕВ