БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ ПОЭТ
Завтра нашему замечательному земляку Владимиру Алейникову поэту редкого дарования, прозаику, лауреату многих престижных литературных премий, художникуавангардисту исполняется 75 лет! Юбиляр дал эксклюзивное интервью «Пульсу», в котором рассказал о себе, своей малой родине, природе творчества, криворожских друзьях-поэтах и о многом другом.
- Владимир Дмитриевич! Обойти в нашей беседе легендарный СМОГ - литературное содружество (по вашему определению - «Смелость, Мысль, Образ, Глубина»), главная идея создания которого принадлежала вам, мы просто не можем. В силу исключительности поэтического дарования вы были центральной его фигурой, его лидером. СМОГ - часть вашей человеческой и литературной судьбы. Он дал вам немало, но и явился причиной многих ваших бед и лишений. Весной 1965 года СМОГ был разгромлен, а вас посадили на 15 суток «за поэзию», исключили из МГУ, выселили из общежития. Ваши произведения попали под негласный запрет. Оставалось одно самиздат да публикации на Западе, каждый раз вызывавшие скандалы на родине.
- О СМОГе я написал в своих книгах прозы. Повторяться не вижу смысла. Желающие могут найти эти книги и прочитать их. Скажу одно - антисоветским СМОГ не был. И организацией не был. Он был творческим содружеством молодых поэтов, прозаиков, художников.
- В 70-е годы вы 7,5 лет бездомничали, скитались по стране.
- Ночевал где придется. Нередко был буквально на грани гибели - семь сотрясений мозга. Неизвестные избивали меня после публичного чтения стихов. Преступников, естественно, никто не искал. Голодал. Навидался такого, что врагу не пожелаешь. Но упрямо поднимался из любых бед и бесконечных невзгод. Все это в прошлом. Сумел выжить. Может быть, чудом. Вопреки силам зла. Спасала меня всегда поэзия и убежденность в собственной правоте. Панацеей от бед была работа. Работаю, несмотря на разные состояния, и сейчас.
- Когда в вашей жизни наступила «белая полоса»?
- Чудеса начались во времена горбачевской перестройки, когда настала пора свободного книгопечатания, и вышли, наконец, мои большие книги стихов. А в новом столетии было издано множество моих книг стихов и прозы, в том числе и за рубежом. Даже мое восьмитомное собрание сочинений увидело свет. Правда, в нем лишь около половины моих текстов за долгие годы работы. Выход моего поэтического сборника «Здесь и повсюду» в родном Кривом Роге стал для меня главным событием 1994 года.
- Скажите, а на что вы жили в советское время?
- С археологическими экспедициями ездил по стране, работал грузчиком, в школе и многотиражке. Бывало, для радио и телевидения что-то сочинял эпизодически. Для детей писал одно время. У меня даже книжка вышла детских стихов, все говорили, что хорошие. Но я для себя почему то вдруг решил, что надо быть все-таки Хармсом или Чуковским, чтобы писать для детей, поэтому занялся переводами, не от хорошей, правда, жизни.
- Понятно, что переводы - это одна из форм возможности писать, когда писать нельзя.
- Когда у меня после всех предыдущих трудных лет появилась семья, дети, надо было нам на что-то жить. Выручили переводы. Переводил я в восьмидесятых поэзию народов СССР. Переводил, наверное, очень хорошо. Ко мне уже стояла очередь национальных авторов, желающих, чтобы их стихи перевел именно я. Выходили книги переводов. Было множество публикаций в периодике. Но переводы, как верно утверждал Мандельштам, иссушают мозг. Мне надоело улучшать чьи-то тексты своими собственными словами, и в 90-м году я отказался от статуса переводчика.
- Среди ваших друзей было немало знаменитостей. Перечислить все имена все равно что переписать «Энциклопедию современного искусства». Среди них поэт Арсений Тарковский, прозаики Сергей Довлатов и Венедикт Ерофеев, художники Анатолий Зверев, Владимир Яковлев, Игорь Ворошилов. Вы общались со вдовами Александра Грина и Максимилиана Волошина. Обо всех, кто вас окружал в разные годы, вы тепло пишете в своих мемуарах. Кем эти люди были для вас?
- Наше незабываемое общение, существовавшее в отечественном андеграунде и поддерживавшее всех нас, неофициальных поэтов, прозаиков, художников, осталось в прошлом. Но люди, окружавшие меня тогда, сегодня незримо со мной - в моих книгах. И - в памяти. И - в душе. Вот и пишу свою прозу о том, что знаю, что пережил. Да и некому больше это сделать. Ведь стольких моих друзей и знакомых уже нет! Вся моя проза единая книга памяти. И - книга души моей... А герои моей прозы кочуют из книги в книгу. Замечу, что я никогда не стремился с кем-нибудь целенаправленно, сознательно познакомиться. Все, как и всегда у меня, получалось как-то само собою.
- Что больше всего запомнилось Володе Алейникову из криворожской поэтической юности?
- Приезд в наш город уже известных украинских поэтовшестидесятнтников, в числе которых были Николай Винграновский и причисленный к диссидентам Василий Симоненко. Гости, а потом и мы по очереди читали свои стихи. Дошла очередь и до меня. Прочитал я несколько своих стихотворений и заметил, что Винграновский как-то задумчиво, внимательно, пристально смотрит на меня. Потом поэты надписывали свои книги. Подарил и мне Винграновский свой сборник.
После вечера мы целой гурьбой вышли на улицу. Николай Винграновский оказался рядом со мной. О чем-то мы с ним говорили. Потом он вдруг очень серьезно посмотрел на меня и сказал: «Если бы я в шестнадцать лет писал такие стихи, какие пишете вы, я считал бы себя гением». Я слушал его с некоторым смущением. Но душою чуял: он прав. Ну а потом попрощались мы с киевскими гостями да и разошлись кто куда, разъехались по домам. Больше я с Винграновским ни разу не виделся. Что сказал бы теперь он, прочитав мои книги?
- Давайте перенесемся в не такое уж и далекое прошлое эпоху начала второй половины ХХ века.
- В Кривом Роге в начале 60-х годов имелась группа молодых поэтов, в которую входил и я. Был в ней самым младшим по возрасту, но вскоре почувствовал себя на равных с моими более старшими друзьями - инженерами Вячеславом Горбом и Олегом Хмарой.
Юрий Каминский в нашей компании был значителен и совершенно необходим. Писал он много. Постоянно читал нам свои новые вещи. Его стихи уже в ту пору говорили о нем как о сложившемся, ярком поэте. Бывали у него неприятности с властями. Но волевой, твердых правил, честный он и в сложный период сумел выстоять. Несмотря на то, что жил в провинции, с весны 1965 года вместе с Вячеславом Горбом, уехавшим работать в Москву, состоял в СМОГе.
Рудольф Кан - четвертый мой давнишний криворожский друг. Живет в родном городе. Журналист по профессии. Именно Рудик дал всем нам возможность собираться в редакции газеты «Металлург», литсотрудником которой он тогда был. Именно он сумел в дальнейшем найти для наших сборищ и другое помещение, в центре города. Именно он со свойственной ему тактичностью, но решительно и твердо, всячески способствовал сближению и общению местных творческих людей. Он тоже состоял в СМОГе. До Москвы, правда, так и не добрался, хотя собирался много раз.
Владимира Пожаренко я увидел впервые в Кривом Роге в конце 1961 года. И тогда же в одном из домов культуры, где выступали молодые криворожские поэты, впервые услышал, как он читает свои стихи. Впечатление было невероятно сильным и запомнилось на всю жизнь. Коренастый, крепкий, он читал хрипловатым голосом одно стихотворение за другим, и они воспринимались мною как откровение. Это были стихи сформировавшегося поэта. В следующем году мы познакомились и стали общаться...
В конце 60-х я составил первый, машинописный, общий наш сборник стихов и прозы, куда включил тексты всех своих криворожских друзей. Его читали в самиздате.
- Насколько мне известно, вы пишете книгу о криворожских поэтахшестидесятниках.
- Когда-нибудь, может быть, и вы почитаете мою прозу о них. Когда она будет не в работе, а полностью завершена. Но кому нужны сейчас эти поэты? Современные земляки наверняка не знают, что они были когда-то, более полувека назад. И сам я вряд ли кому-нибудь нужен на родине кроме буквально нескольких человек. Все это - жестокая реальность. Вот жизнь у меня! Одиночество в собственном Отечестве. Да и где оно, это Отечество? Какое из трех? Украина - Россия - Крым.
- Давно не были в Кривом Роге?
- Да некуда и не к кому мне ехать. Мой дом варварски разграблен и захвачен. А ведь я хотел создать в нем литературный музей и подарить городу.
- Три десятилетия вы делите жизнь между Москвой и Коктебелем. Кстати, до недавнего времени - и с Кривым Рогом. К слову, я не знаю ни одного поэта или писателя, который бы так мастерски, с такой любовью, необычно, неординарно, особо описал свою малую родину, как это сделали вы в книге прозы «Что и зачем».
- Родной край всегда был местом вдохновения. В Кривом Роге написана половина моих произведений. На земле нет такого человека, который бы не испытывал любви к своей малой родине - той пристани, с которой он когда-то отправился в большую жизнь,
- И все же, как вы оказались в Крыму?
- Я часто приезжал в Коктебель на Волошинские чтения, которые ежегодно проводятся в доме-музее поэта Максимилиана Волошина. Останавливался, как правило, у Марии Изергиной - пианистки, певицы, исполнительницы романсов – подруги Марии Волошиной.
В 1991 году мы гостили у нее всей семьей. Ее сосед, зная о том, что я давно мечтаю жить в Коктебеле, подсказал, что неподалеку, в камышах, продается домик. Мы с женой посмотрели неказистое строение с многочисленными хозпостройками в татарском стиле и приняли решение его приобрести. С деньгами помогли родители. Символично, что продавцом оказался старый моряк по фамилии Волошин. Так я стал коктебельским москвичом.
Что для меня значит Коктебель? Я всегда был сам по себе. Любая стадность мне чужда и противна. Я - человек домашний. И неприхотливый. Мне давно уже немногое нужно. Есть простейшая возможность работать стол, да пусть хоть краешек стола, рукописи, книги, - я и рад. Вот и в Коктебеле я уже три десятка лет живу вдали от суеты и работаю. Не скажу, что такое сознательное отъединение от людей дается легко. Но если ты верен своему призванию и, по существу, совершаешь свой литературный подвиг, то одиночество благо, честь ему и хвала. В Коктебеле у меня открылась вторая память, благодаря чему и появились мемуары о жизни, о друзьях, о недругах и обо всем, что вспомнилось.
- Что новенького в Коктебеле?
- Ситуация в Крыму из-за нынешних коронавирусных запретов и ограничений непростая. Сижу дома, на самоизоляции. Спасаюсь от всякой всячины работой.
- Что удалось сделать в прошлом году?
- Были изданы мои книги: большой том прозы «Чистое время», книга стихов «Имя любви», двухтомник прозы «Маэстрия» и книга прозы «Стан». Одно хорошее издательство хочет выпустить целую серию моих книг прозы.
Текущие публикации в периодике бывают постоянно. Их легко найти в Интернете в «Журнальном зале», в «Читальном зале», на «Мегалите», на сайте Союза писателей XXI века и так далее.
В Германии в журнале «Семь искусств» несколько лет в каждом номере публикуются мои стихи и проза. Редакторы обновленного журнала «Юность» сами теперь просят мои тексты и публикуют их. Эх, было бы это более полувека назад! Ну а возраст - стараюсь его не замечать. Душа молода и крылата. И это - главное.
- От имени читателей нашей газеты желаем вам крепкого здоровья, творческих успехов, вдохновения. А что бы юбиляр пожелал криворожанам?
- Желаю моим землякам света на их непростом пути. А в их отношении ко мне человеческого внимания и грядущего понимания.
Святослав АЗАРКИН