СЕЛО, О КОТОРОМ ЗАБЫЛИ

6-1С жителями села Красная Балка, которое относится в Глееватскому сельсовету, журналист «Пульса» встретилась 23 августа. И хотя в этот день в стране отмечался День Государственного флага, а на следующий ­ День независимости Украины, в селе о государственном празднике не напоминало абсолютно ничего.

-­ А где тут флаг вывешивать? На руинах «убитого» клуба? Мы вообще нашу местную власть не видим ни в будни, ни в праздники. Недавно отмечали 113­-ю годовщину Красной Балки, собрали деньги, организовали и провели концерт, а голова сельсовета Юрий Сергиенко о нашем селе даже и не вспомнил, ­- делятся наболевшим люди. -­ У нас накопилось множество проблем, сами их решить не можем, а у местного руководства понимания и поддержки не находим. В Глееватке, где сельсовет находится, конечно, веселее живётся, поэтому проблемы Красной Балки, Новоивановки, Весёлого Кута никому и не нужны. Там улицы по ночам освещаются, с водоснабжением, транспортом, медициной дела обстоят лучше, есть школа и детсадик. А мы только вспоминаем, как раньше жили.

ОЧАГ КУЛЬТУРЫ
По словам местных жителей, сейчас в селе можно купить добротный кирпичный дом со всеми хозпостройками и земельным участком за 3,5 тысячи «зелёных». Цены на недвижимость «подкосили» отсутствие в селе работы, проб­лемы с водоснабжением, закрытие школы и детского сада. Сейчас в здании, где располагались детсад и школа, находится монастырь, там живёт одна монашка. А малышей во­зят школьным автобусом в Глееватку, семь километров в один конец, с перерывами на школьные каникулы.
О временах расцвета Красной Балки в центре села напоминает здание затухшего «очага культуры» с колоннами и выбитыми окнами. Табличка над закрытой дверью гласит: «Министерство культуры и туризма Днепропетровской области Криворожского района Краснобалковский сельский Дом культуры Глееватского сельсовета народных депутатов».
Рядом ­ еще одно заброшенное двух­этажное здание, в котором размещались общежитие, парикмахерская, столовая, Дом быта. На площадке перед этим зданием недавно проводили концерт ко Дню села, о чём ещё напоминает желтое полотно, стыдливо закрывшее пустой дверной проём.
Напротив руин ­ детская площадка, подарок сельсовета к 110-­й годовщине села. И много цветов, заботливо высаженных жителями, которые искренне хотят, чтобы в центре населенного пункта хоть что­то радовало глаз.
Из культурных развлечений в селе осталась библиотека, которая открывается раз в месяц. Есть и два продуктовых магазина со скромным ассортиментом продуктов. В фойе магазина, открытого в помещении бывшего почтового отделения, в непогоду селянам разрешают получать пенсию. А в погожие дни пенсионеры ждут машину с почтальоном прямо на улице.6
­- Никому нет дела до разрушенных зданий, очень жаль наш клуб. Здесь был прекрасный спортзал, проводили мероприятия, дискотеки устраивали, фильмы показывали. В последний раз привозили индийский фильм, это запомнилось,- ­ рассказывает Ольга Свистун, в прошлом и. о. заведующей клубом. -­ Лет семь назад протекла крыша, но денег на ремонт никто не выделил, здание и разрушилось. На клубе установили выш­ку мобильной связи, говорили, что оператор должен перечислять какие­то деньги, которые будут направлены на ремонт здания. Но так ли это на самом деле -­ никто не знает.
Ольга рассказала, что согласилась выполнять обязанности заведующей клубом в надежде, что ей удастся выбить финансирование для его реконструкции. Но в отделе культуры требовали, чтобы в клубе работали детские кружки, проводились мероприятия, а то, что к зданию подходить опасно, районных чиновников не волновало. Поэтому женщина предпочла три года назад уволиться.
Судя по обилию пластиковых бутылок, разбросанных по полу, в аварийном здании и сейчас по вечерам собирается молодёжь. Удивительно, но в этих руинах ещё сохранилась электрическая проводка и есть свет.
Татьяна Сторожук работала в клубе худ­руком. Она рассказала, что до сих пор бережно хранит сценические костюмы «на всякий случай» и жалеет, что не удалось спасти обувь, которую сжёг предыдущий директор.
-­ Наши жители хотят себя чувствовать частью громады, поэтому всегда собираются на праздник села. Мы приглашаем ансамбль «С песней по жизни» из ДК «Северный», спасибо, фермер Трискало поддерживает нас материально. А ведь у нас в селе был свой великолепный женский ансамбль «Горлица». Но он распался из­за того, что заниматься негде, ­- вздыхает Татьяна Пет­ровна. -­ Люди у нас хорошие, мы субботники устраиваем, сами пытаемся порядок поддерживать. Только не все вопросы решить можем своими силами.

ТОПИТ НЕЧИСТОТАМИ
Рядом с пустующими зданиями по улице Затышной утопают в цветах и зелени две 16­-квартирные двухэтажки, построенные ещё в конце 70-­х годов для отселённых жителей села Вольная Долина.
­ У нас заселено 27 квартир, в них проживают много семей с детками. Дома давно не ремонтировались, крыши в аварийном состоянии, канализация не работает, а нам в сельсовете заявили, что и дома, и канализация сняты в этом году с баланса. Поэтому все проблемы должны решать сами жильцы, в частности, построить на улице общественный туалет, ­ говорит Татьяна Сторожук, жительница дома №6 улицы Затышной. ­ Это что, вперёд в прошлое? А с детками как быть? Тоже в уличный туалет их водить? Очень удобная позиция наших руководителей ­ все проб­лемы переложить на жителей громады. Мы и так по мере сил и возможностей делаем что можем ­ территорию сами благоустраиваем, подъезды ремонтируем. Когда канализационные колодцы заполняются по края, заказываем машину и чистим их. В последний раз заплатили за эту услугу 5 тысяч гривен. Сейчас, например, канализация не заливает улицы, как это не раз уже было, только по одной причине ­ воды нет. Летом перебои с водой у нас бывают часто, было, что и две недели сидели без капли воды. У меня переплата за воду более тысячи гривен, в отделе субсидий говорят, чтобы я её использовала. Каким образом? Каток зимой заливать?­
Канализационные колодцы превратились в опасные для жизни ловушки, 17 августа в один из них чудом не упал ребёнок. Они на самом деле заполнены под завязку и в любую минуту зловонная жижа может выплеснуться на дорогу. Селяне рассказали, что проблемы с канализацией начались после того, как несколько лет назад была разобрана насосная станция и стоки, подававшиеся в центральную канализацию в районе ЦГОКа, стали растекаться куда попало, попадая с дождевой водой в ставок.
Помимо жителей двухэтажек этим благом цивилизации пользовались и жители улиц Матросова и Пушкина. Сейчас же люди страдают от заливающих подворья нечистот.
-­ Мой отец был фронтовиком и ему как ветерану, в своё время, разрешили сделать врезку в канализационную трубу. Теперь из­за этой канализации жить невозможно, мой дом в низине, поэтому все стоки устремляются во двор, невозможно пользоваться ни ванной, ни унитазом,- ­ рассказывает Дина Путилина, проживающая по улице Пушкина. ­ - Обращалась за помощью в сельсовет, нарвалась на грубость начальника ЖЭКа. Теперь вот боюсь, что когда появится вода, двор опять затопит.

В ТЕМНОТЕ И БЕЗ ВРАЧЕЙ
Жители села рассказали «Пульсу» о ещё одной наболевшей проблеме ­ с наступлением темноты улицы погружаются во мрак. Поэтому возвращаться домой с работы селянам приходится на велосипедах, подсвечивая дорогу фонариками.
­ И смех, и грех у нас с этим уличным освещением. Выбирали Януковича ­ поставили фонари, Порошенко ­ подвели к ним провода. На последних выборах чуда не произошло. По­прежнему сидим в темноте, ­ улыбаясь рассказывает Дина Степановна. ­ На центральной улице жители сами освещение сделали, а у нас ­ на улицу выходить страшно.
Среди всех проблем, которые пытаются решить самостоятельно селяне, есть ещё одна наболевшая ­ медицинское обес­печение. Фельдшерский пункт в Красной Балке закрыт, медсестра ушла в отпуск, заменить её некем. Семейный врач, с которой половина села заключила договор, ­ в декретном отпуске. Поэтому в случае необходимости люди обращаются за помощью к соседям ­ измерить давление или уровень сахара в крови.
­- На приём к врачу ездим в сельскую больницу в Новополье, добираемся с пересадками. До 44­-го квартала платим 14 гривен, потом ещё 7 гривен до больницы, получается 42 гривны уходит на проезд одного человека. Честно говоря, в больницу ездим только в крайних случаях, -­ делятся жители Красной Балки. -­ Деток принимают городские врачи в горбольнице №№8 или 16, спасибо им за это.

А ЧТО МЫ МОЖЕМ?
Почему же в селе накопилось столько коммунальных проблем? Этот вопрос журналист «Пульса» задала по телефону Михаилу Литвиненко, руководителю коммунального ремонтно­эксплуатационного предприятия.
­- Канализация на балансе предприятия не числилась никогда, мы обеспечиваем только услугу водоснабжения и берём за это оплату. На сегодняшний день нет технической возможности, чтобы сделать водоотведение, нам нечем пробивать 50 метров труб или рыть сливные ямы, по­этому и двухэтажки не потянем, -­ разъяснил Михаил Михайлович. -­ О проблемах Дины Путилиной мне известно, там неправильно врезаны трубы, поэтому все стоки действительно к ней текут. А что мы сделаем? У меня два слесаря на четыре села и нет техники, работать некому.
Вопрос, стоят ли на балансе двухэтажные дома, повис в воздухе. Но руководитель предприятия подтвердил, что квартплату с жильцов не берут, посоветовал им скооперироваться и создать кооператив или ОСМД.
Михаил Литвиненко сказал также, что и воп­рос с наружным освещением Красной Балки не решается, так как жители сёл неохотно оплачивают электроэнергию, а за год нужно собрать 250 тысяч гривен, и сослался на голову сельсовета, который должен решать финансовые и организационные вопросы.

Кристина МАРГИНА