О неслучайных встречах и родственных душах


25-1 Для журналистов Кривого Рога личность Татьяны Петровны Вороновой останется безусловным авторитетом. В разные годы она была литературным работником, заведующей отделом, заместителем ответственного секретаря городской газеты «Красный горняк», а с 1986 года постоянной ведущей тематической страницы «Ріднокрай».

 В восьмидесятые годы, а это было время активной деятельности городского литературного объединения «Рудана», членов «лито» часто представляли в литературных выпусках «Красного горняка», но до 2008-­го моё знакомство с Татьяной Пет­ровной было «шапочным». На презентации её книги «Край неповторимый ­- Криворожье...», организованной в одной из библиотек, после официальной части, в дружеской обстановке литераторы читали свои стихи. Татьяна Пет­ровна обратила на меня внимание и пригласила в гости, чтобы познакомиться ближе. В то время в моём активе уже были три книги ­- «Двойное отражение» (под одной обложкой с поэтессой Татьяной Кошель), «Парадоксы любви» и «Домбайский дневник». А ещё публикации в коллективных сборниках, альманахах, в том числе и журналистские статьи, но я даже не подозревала, что всего через два года станет возможным создание и выход культурологического альманаха «Символ», а в 2016-­м я буду принята в члены НСЖУ.
25-3 К назначенному времени я с некоторым волнением шла по улице Орджоникидзе (теперь Криворожстали) к дому №15, где проживала Татьяна Петровна, которая была не просто журналистом, историком и краеведом, а ещё и персональным пожизненным стипендиатом Кабинета министров Украины и Почётным гражданином нашего города. Закрадывались сомнения, что её «статусность» не предполагает развитие задушевного разговора с малознакомым человеком. В таком случае, решила я, куплю у неё книгу и не стану задерживаться.
 Но вопреки моим ожиданиям, во время дружеской беседы за чаем, нашлись и общие темы для обсуждения, и точки соприкосновения, и очень личные моменты, о которых я хочу рассказать.
 Татьяна Петровна -­ ровесница моих родителей. Как оказалось, и её, и мой отец были кадровыми военными, что само по себе неудивительно. Но открытием для нас стало то, что жизнь привела их, правда в разное время, в город, ставший для меня родным.
Мой папа, Мелихов Евгений Архипович, ушёл на фронт с выпускного вечера из Крыма, прошёл всю войну и прослужил в армии 26 лет. В 1943-­м при форсировании Днепра он получил ранение и лечился в госпитале в городе Золотоноша Черкасской (тогда Полтавской) области. Здесь и познакомился с моей мамой, которая служила медсестрой этого госпиталя, а 25 января 1944-­го, в Татьянин день, они расписались в местном ЗАГСе. Судьба мотала их по гарнизонам, но родилась я именно в нашей любимой Золотоноше. А отец Татьяны Петровны, Пётр Константинович Воронов, как рассказывала она, тоже родился в Золотоноше, но в 1866 году, и прожил там до 1929 года. Можно представить, что он ходил по тем же улицам, дышал тем же воздухом, что и мои бабушка и дедушка по материнской линии.
25-2 Я рассказывала ей, что в молодости моя бабушка Паша ­ Прасковья - Николаевна Темченко (до замужества Бабенко) ­увлекалась театром и вместе с подругой Наталией Ужвий участвовала в спектаклях любительского драматического кружка, который назывался Народным теат­ром. Они дебютировали в 1916 году в Доме культуры, здание которого сохранилось в Золотоноше до наших дней. Вполне вероятно, согласилась Татьяна Петровна, что Пётр Константинович мог видеть эти спектакли. Через пару лет бабушка вышла замуж и посвятила себя семье. А в 1922 году кружок был преобразован в передвижной театр при Наркомате просвещения Украинской ССР. В том же году Наталия Михайловна Ужвий уехала в Киев и впоследствии стала известной актрисой театра и кино.
 Оглядывая обстановку комнаты, в которой происходило чаепитие, моё внимание привлёк портрет на стене. Это была, уже не помню, фотография или плакат ещё одной актрисы, в которой я не без удивления узнала Зинаиду Кириенко, ведь меньше месяца назад у меня была с ней личная встреча и есть совместное фото. Оказалось, что Татьяна Петровна была большой поклонницей её таланта. В 1958 году роль Натальи Мелеховой в фильме «Тихий Дон» по одноименному роману Михаила Шолохова прославила её на все времена.
Я рассказала Татьяне Петровне, что когда читала роман, то не раз задумывалась, почему моя фамилия пишется через букву «и». Архип Дмитриевич Мелихов, мой дед по отцу, родился в 1891 году на хуторе Апаренском станицы Кочетовской 1­-го Донского округа Области Войска Донского. О его сложной судьбе я пишу в романе «Восстание обречённых», который пока ещё не закончен. Интересное совпадение ­- главный герой романа «Тихий Дон» по­явился на свет в 1892 году, он практически ровесник моего деда. Дата установлена исследователями на основе документов о призывном возрасте, действовавших в России в начале ХХ века. Есть несколько версий происхождения фамилии. Одна из них совпадает с шолоховской: Мелихов -­ старинная русская фамилия (дворянского рода, приблизительно XV век), которая произошла от сокращённой формы имени Мелентий (Мелех или Мелих), означающего в переводе с греческого «хлопотун», «заботливый». Среди носителей нашей фамилии известный кораблестроитель Андрей Мелихов и современный писатель Александр Мелихов.
 -­ А Чехов жил в селе Мелихово, -­ напомнила мне Татьяна Петровна. -­ Писатель приобрёл это имение в 1892 году и прожил в нём с перерывами до 1899 года. Здесь он написал «Палата №6», «Дом с мезонином», «Человек в футляре» ­- всего около сорока крупных и значительных произведений.
 - Я читала, что Чехов несколько лет подряд добивался проведения шоссейной дороги до своего имения и даже упомянул об этом в завещании: «Я обещал крестьянам села Мелихово 100 рублей ­- на уплату за шоссе...». У меня есть фотография возле дорожного указателя через сто лет. Очевидно, дорогу проводили с какой­-то другой стороны. В следующий раз я принесу это фото и ещё одно ­- вместе с Зинаидой Кириенко, ­- пообещала я.
 -­ А что за встреча была у вас с Зинаидой Михайловной? ­спросила Татьяна Пет­ровна.
 Я рассказала, что совсем недавно вернулась с Х Международного фестиваля «Боспорские агоны». Это традиционный фестиваль, который ежегодно проводился в Крыму с целью возрождения античного искусства в современности и охватывал широкий спектр жанров ­ театр, кино, литературу, визуальное искусство, даже спорт...
 - Боспор, Боспорское царство ­- это понятно, а что означает слово «агоны»? -­ поинтересовалась Татьяна Петровна.
 - В переводе с греческого оно подразумевает «честные соревнования свободных граждан», -­ ответила я. ­Мероприятия проходили в Керчи, Феодосии, Евпатории, Симферополе, Алуште и Ялте. Для меня Керчь -­ место действия неоконченного пока романа. Здесь в 1919 году мой дед Архип партизанил в Аджимушкайских каменоломнях, чудом остался жив. А потом в Керчи родился мой отец.
 Сев на любимого конька, я отвлеклась от темы и стала рассказывать о том, как изучала материалы в Центральном архиве Крыма (тогда мы не могли предположить, насколько изменится жизнь в Украине через несколько лет, какие проявятся противоречия и как это отразится на наших судьбах).
25 Но вернёмся к фестивалю. В программе, кроме конкурса профессиональных театров, проводились научно-­практическая конференция «Античность и драматургия», выставки, спортивные соревнования, конкурс журналистов, творческие встречи, литературный конкурс. В жюри были народные артисты Украины и России Василий Лановой, Зинаида Кириенко, Владимир Коренев, Алексей Учитель, а из литераторов, пожалуй, самым заслуженным был Нузет Умеров ­ поэт, прозаик, переводчик и журналист. Я участвовала в литературном конкурсе, заняла 2-­е место за цикл стихотворений о Крыме, с которым у меня большие родственные связи. Приятно, что на дипломе под фамилией было указано -­ Кривой Рог. Награды вручали дети в украинских, русских и татарских национальных костюмах. Тогда действительно легко было общаться и всё было честно. Творческий вечер Зинаиды Кириенко, спектакль с участием Василия Ланового, общение -­ всё это наполняло душу желанием творить.
 - Напишите об этом, обязательно напишите, -­ посоветовала Татьяна Петровна.
Пусть не сразу, но я всё­таки написала. Толчком стала передача «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым ­ судьба Зинаиды Кириенко. Этой удивительной женщине сейчас 87 лет, а тогда, во время встречи в Крыму, было 75. Но разве дашь столько? Дело не только во внешней красоте, а в женской силе, красоте внутренней, духовной. Всех этих женщин ­- Татьяну Воронову, Зинаиду Кириенко, Прасковью Темченко ­- объединяют цельность характера, внутренняя сила, чувство собственного достоинства.
 При этом Татьяна Петровна вовсе не была добренькой и не преминула сделать мне замечание о дискурсивах ­- не несущих смысловой нагрузки словах и звуках, таких как «значит», «ну», «э», характерных для спонтанной, неподготовленной речи. Тогда я испытала чувство неловкости за себя, но позже поняла, насколько важен для становления личности непредвзятый взгляд со стороны и дружеский совет.
 Вскоре Татьяна Петровна переехала жить к дочери в Воронеж, так что я могу рассказать всего лишь об одной полноценной встрече, которая заложила очередной творческий кирпичик в фундамент моей личной истории.
 В 2010 году в Кривом Роге вышел культурологический альманах «Символ», созданный группой энтузиастов, который сразу стал заметным событием в культурном пространстве Криворожья. Вот уже десять лет альманах представляет творчество криворожских литераторов, художников, музыкантов, литературоведческие, искусствоведческие и краеведческие статьи. За это время издано пять объёмных полноцветных выпусков с мультимедийным приложением и «Библиотекой альманаха», подготовлен шестой. Наших талантливых земляков сейчас можно встретить в любом уголке мира. Культуру, как и историю, создают личности. А для меня альманах «Символ» стал современной расширенной версией «Ріднокрая», основоположником которого была Татьяна Петровна Воронова.
                                                                                                                 Татьяна МЕЛИХОВА,
                                                                                 главный редактор культурологического

                                                                                           альманаха «Символ», член НСЖУ