Секс-символ наших прадедушек


25 Сто двадцать пять лет назад в парижском кафе на бульваре Капуцинок братья Огюст и Луи Люмьеры представили широкой публике первый в мире короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». Демонстрация картины вызвала настоящую панику у зрителей: они вскакивали с мест и убегали из зала, боясь, что приближающийся на экране поезд раздавит их... С тех пор кинематограф прочно вошел в нашу жизнь.

 С киноиндустрией будут связаны биографии многих наших земляков. О некоторых, самых известных, мы уже рассказывали читателям «Пульса». Но первой и самой яркой звездой экрана станет актриса театра и кино Хелена Войневич (альтернативный вариант написания Елена Маковская ­- по фамилии первого мужа).
 Родилась она 2 марта 1889 года в местечке Кривой Рог. Ее родителями были Станислава и Людвик Войневичи. Отец ­ горный инженер по образованию, работал в российско­бельгийской горнодобывающей компании. Мать приходилась двоюродной сестрой Романе Попель-­Свенцицкой -­ актрисе и солистке Львовского театра. Тетя, несомненно, предопределила будущее занятие Хелен -­ именно благодаря ей, девочка научилась петь и играть на фортепиано.
 С 1903 года семья Войневичей жила в Варшаве на ул. Хожа, 45. Дом неподалеку от центра города сохранился до наших дней. Сейчас здесь живут мигранты и заробитчане. Хелену Маковскую тоже постигнет горькая участь скиталицы. Она будет жить в Италии, Германии, Великобритании, оставит свой след в кинематографе этих стран. Мысленно вернется и на свою историческую родину ­ в Украину, снявшись в 1924 году в немом немецком полнометражном фильме «Тарас Бульба» в роли прекрасной польки Натальи ­ возлюбленной любимого сына запорожского атамана Тараса Бульбы Андрея.  Экранизацию одноименной повести Николая Гоголя осуществили российские эмигранты ­ режиссер Владимир Стрижевский и кинопродюсер Иосиф Ермольев. Фильм имел у зрителей успех и демонстрировался в кинотеатрах многих стран. А «славянская Венера» (пресса была в восторге от прирожденной красоты и таланта Хелены Маковской) удостоилась титула самой фотогеничной актрисы и стала секс-­символом мирового кино того времени и наших прадедушек. Уж слишком она была мила и женственна...
С каждой из стран, где ей приходилось жить, у нее были связаны воспоминания и переживания о событиях и людях: одни теплые, приятные, о других она предпочитала не упоминать, хотя прекрасно понимала, что они никогда не сотрутся из памяти...
 С Варшавой у нашей героини связан дебют в столичной филармонии в скандальной опере Рихарда Штрауса «Саломея» и раннее замужество с Джулианом Маковским ­ преподавателем экономического университета (брак не продлился и два года). Среди ее варшавских друзей был режиссёр, сценарист и продюсер Александр Гертц. С ним она познает секреты кинопроизводства. Однажды Гертц познакомит Хелену с приехавшим в Варшаву из Турина режиссером и оператором, фотографом итальянской королевской семьи Джованни Витротти. Она станет его технической помощницей и примет участие в съемках документального фильма о Грузии и Армении.
 ...Начало второго десятилетия ХХ века. Маковская едет в Милан, где дебютирует как вокалистка на сцене театра «Ла Скала» в самых известных операх Джузеппе Верди «Бал­маскарад» и «Мефистофель» Арриго Бойто. Избалованная знаменитостями итальянская публика осталась к певице равнодушной. Критики заметят ее после выхода на экран фильма «Романтизм» (1915 г.) режиссера Карло Кампогаллиани. Картина рассказывает о национально­освободительном движении итальянского народа против австрийского господства. Премьера прошла с большой помпой в присутствии королевской семьи. Маковская сыграла в фильме Анну -­ жену графа Ламберти, который хотел присоединиться к формировавшимся патриотическим группам, но ему помешала его мать, горячая сторонница австрийцев. Из-­за нерешительности мужа Анна отворачивается от него. Ламберти принимает решение сохранить любовь к Италии и примкнуть к заговорщикам, невзирая на все дальнейшие превратности судьбы...
 «Романтизм» имел огромный успех, фильм был показан во многих странах мира, а Хелена Маковская стала символом борьбы за свободу и независимость. А затем (в 1917 году) был фильм «Гамлет» с роковой любовью Офелии. Эта роль обеспечила актрисе место в «Оксфордской истории мирового кино».
 Режиссеры охотно снимали Маковскую. К концу 1920 года ее фильмография насчитывала четыре десятка картин. Затем начался упадок итальянской кинематографии. Актриса переезжает в Германию, ставшую Меккой европейского кино.
 Одна из самых серьезных ее работ в тот период -­ участие в сериале Роберта Райнерта «Умирающие народы» (1922 г). Лейтмотив фильма -­ предостережение человечества о неминуемой и близкой войне.
 В 1925 году актрису, которая оставалась гражданкой Польши, интернировали, а затем депортировали с территории Германии. А в 1939 году Маковскую, которая к тому времени стала гражданкой Великобритании (ее третий муж Джордж Боттерил был английским поданным), арестуют. Припомнят ей и брак с евреем ­- немецким актером Карлом Фалькенбергом.
 Британский паспорт спас ее от смерти, но не от неволи. Ее будут содержать сначала в нацистском концлагере в Берлине, затем Маковская станет пленницей трудового лагеря «Либенау», который располагался в окрестностях австрийского Граца.
 После освобождения, поскитавшись по Италии, она приехала в Англию. Выступала в Театре Войска Польского. В 1947 году вернулась и Италию. Навсегда. Жила в Риме в пансионате Терезы Еленской ­- переводчицы английской и итальянской литературы. Экс-­король Италии Умберто II, с которым она познакомилась, когда тот был еще наследным принцем, помог получить нашей землячке вид на жительство.
 Она продолжает сниматься в кино. Правда, уже не так часто. В 1958 году зрители увидят ее на экране в последний раз -­ в мелодраме «До свидания, Фиренци!», где она сыграла роль стареющей балерины. К тому времени общая фильмография актрисы насчитывала уже более восьмидесяти фильмов, большинство из которых -­ немые.
 Оставив киноиндустрию, она занялась преподавательской деятельностью: давала уроки пения, обучала игре на фотерпиано и иностранным языкам.
 22 августа 1964 года 71-­летняя некоронованная звезда итальянского и мирового немого кино отойдет в мир иной. Прах криворожанки покоится в монументальном восхитительном некрополе Кампо Верано в Риме. На белом мраморном надгробии выбита надпись: «Хелена Маковская, урожденная Войневич. Годы жизни 2 марта 1893 -­ 22 августа 1964».
                                                                                                                  Святослав АЗАРКИН