Верность

7-1Часа в четыре утра за домами начала лаять собака. Часам к пяти её лай усилился. Около половины шестого потянулись на работу жильцы.

Детальніше: Верность

Буква «Z» как символ российского вторжения

24 февраля Российская Федерация совершила полномасштабное вторжение на территорию Украины. И ведут себя российские военные на нашей территории как фашисты.

Детальніше: Буква «Z» как символ российского вторжения

МОЯ ИСТОРИЯ ВОЙНЫ

9-2В силу своей профессии журналиста мне доводилось много слышать, читать и писать про вой­ну. Меня захватывали военные фильмы, сражения, героизм, борьба за права и свободу, желание встретить лучи утреннего солнца. Но я никогда не могла подумать, что буду жить в «исторических событиях».

Детальніше: МОЯ ИСТОРИЯ ВОЙНЫ

«Переправа, переправа, берег левый, берег правый...»

Помните, в поэме Александра Твардовского «Василий Тёркин» есть такие строки: «Переправа, переправа! Пушки бьют в кромешной мгле. Бой идёт святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле».
22 февраля Кривой Рог отметит 78-ю годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Днепропетровщина, и наш город в частности, оказались в эпицентре ожесточенных сражений с врагом. Речь идет о Пятихатской (втором этапе битвы за Днепр - с 15 октября по 23 ноября 1943 года) и Никопольско-Криворожской (30 января - 29 февраля 1944 года) стратегических фронтовых наступательных операциях. Оба сражения были для советских войск настолько же изматывающими, насколько и эффективными. И хотя обе стороны понесли колоссальные потери в живой силе и технике, целостность обороны немецкой армии была существенно ослаблена.
События, о которых мы вам сейчас расскажем, так или иначе связаны с селом Лиховка (ныне небольшой поселок городского типа). Находится оно севернее Кривого Рога в Пятихатском районе на обоих берегах речки Омельник - правого притока Днепра. К слову, за форсирование главной украинской реки при освобождении левобережной Украины 2438 воинам Красной армии было присвоено звание Героя Советского Союза. Есть среди них и участники боев за Кривой Рог. Невероятно, но факт - шестеро из них совершили свой подвиг в один день - 17 октября 1943 года.

Шестеро смелых
Разгромив гитлеровские войска на Курс­кой дуге, Красная армия перешла в общее стратегическое наступление и одержала ряд крупных побед. В конце сентября 1943 года она освободила богатые сельскохозяйственные районы левобережной Украины. Наши бойцы вышли к реке Днепр и захватили на противоположном берегу ряд плацдармов. Противник принимал усиленные меры, чтобы ликвидировать плацдармы. Для этой цели он вывел в район Лиховки моторизованную дивизию «Великая Германия», в районе Мишуриного Рога сосредоточил части 23-й танковой дивизии. По мере прибытия гитлеровское командование вводило в бой и другие части. Но врагу не удалось добиться каких-либо успехов.
В полосе наступления войск Степного фронта противник имел 20 дивизий. Ставка Верховного Главнокомандующего поставила задачу: нанести удар в общем направлении на Пятихатки, овладеть Кривым Рогом, в дальнейшем, развивая наступление на Апостолово, перерезать пути отхода днеп­ропетровской группировке противника и прижать её к излучине реки Днепр. Однако немцы отчаянно сопротивлялись. И тогда красноармейцы стали показывать образцы беззаветной храбрости.
Золотых Звезд Героя Советского Союза в ходе Пятихатской стратегической фронтовой наступательной операции были удостоены люди многих национальностей СССР и воинских званий - генералы, офицеры, сержанты и рядовые Красной армии. Боевая слава солдат Великой Отечественной войны, как и кровь, пролитая ими во имя великой Победы, не должны быть забыты историей.

Стал героем в 18 лет
9-2Наводчик 45-миллиметрового противотанкового орудия Яков Киселев отличился при форсировании Днепра. В ночь на 16 октября 1943 года он в числе первых ступил на западный берег реки и обеспечил переправу всей батареи. На следующий день в бою за село Лиховка, после того как были выведены из строя три орудийных расчета и погиб командир, он распределил по пушкам своих бойцов и, умело ими управляя, отразил три контратаки танков и пехоты противника. Одна бронемашина и два автомобиля были подбиты, а пятьдесят гитлеровских пехотинцев уничтожены.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии красноармейцу Якову Киселеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Известие о награде застало 18-летнего героя в госпитале, где он лечился после тяжелого ранения, полученного под Кривым Рогом.
- Сначала не поверил, что меня наградили такой высокой наградой, - вспоминал Яков Митрофанович. - Лишь когда лично увидел копию приказа Президиума Верховного Совета, тогда мои сомнения рассеялись.
Заслуженные награды герою вручили позже - в ноябре 1943-го. После поправки Яков снова отправился на фронт. Пройдя вместе с 280-м гвардейским стрелковым полком славный боевой путь до Болгарии, гвардии старший сержант Киселев 24 июня 1945 года в составе сводного полка 3-го Украинского фронта принял участие в историческом Параде Победы на Красной площади.

Трижды форсировал Днепр
9-3Гвардии капитан Михаил Серов - командир 282-го гвардейского полка 37-й армии Степного фронта трижды под огнем противника форсировал Днепр - на Полтавщине, Кировоградщине и Днепропетровщине, принимая активное участие в боях за захват и удерживание плацдармов на его западном берегу.
17 октября 1943 года батальон Серова захватил стратегически важную высоту в селе Лиховка. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря за «умелое командование подразделением, мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра и расширении захваченного плацдарма» гвардии капитан Михаил Серов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 3169. Всего за время существования СССР этой награды были удостоены 12 777 человек. Подавляющее количество награжденных героев появилось в период Великой Отечественной войны.

Погибли смертью героя
И вновь Твардовский: «Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, снег шершавый, кромка льда… Кому память, кому слава, кому темная вода...»
Александр Аксёнов
9-1Командир стрелковой роты 6-го гвардейского воздушно-десантного стрелкового полка гвардии старший лейтенант Аксёнов отличился при прорыве сильно укреп­ленной оборонительной полосы противника в районе села Лиховка 15 октября 1943 года. Проявил исключительный героизм и умение командовать подразделением.
Его рота первой ворвалась в населенный пункт. Командир личным примером воодушевлял гвардейцев на ратный подвиг. Десантники отразили контратаку немецких «тигров». Гвардии старший лейтенант Аксёнов, бросившись с гранатой на вражеский танк в критический момент боя, погиб. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года (в день освобождения Кривого Рога) ему посмертно было присвоено звание Герой Советского Союза.
Алексей Котегов
9-4На фронт попал в августе 1943 года после окончания военного пехотного училища. В составе стрелкового полка воевал на Степном и Втором Украинском фронтах. Командир пулеметного взвода отличился в ходе боев Нижнеднепровской наступательной операции.
29 сентября 1943 года под огнем противника он с группой бойцов высадился на днепровском островке в районе села Дериевка. Бойцы уничтожили 38 гитлеровцев и два станковых пулемета. Когда погиб пулеметчик, Алексей Котегов заменил его и, продолжив вести огонь, уничтожил около сотни фашистов. В результате таких решительных действий пехотинцы смогли успешно переправиться на противоположный берег реки.
Наступление продолжалось. 17 октября 1943 года стрелковый батальон, в который входил взвод Котегова, натолкнулся на сильное сопротивление противника при штурме высоты у села Лиховка. Алексей уничтожил из своего пулемёта ещё 75 фашистов и три огневые точки. В том бою он был тяжело ранен разрывной пулей и 21 октября 1943 года скончался в медсанбате. Медали «Золотая Звезда» удостоен посмертно.
Владимир Юдин
9-5В феврале 1943 года был направлен на учебу в Виленское пехотное училище, которое во время войны дислоцировалось в Новокузнецке. Однако по окончании ускоренных офицерских курсов звание ему не присвоили (причины неизвестны). Был отправлен на фронт рядовым.
Принимал участие в боевых действиях с августа по декабрь 1943 года в составе 92-й гвардейской стрелковой дивизии.
Отличился рядовой Владимир Юдин при форсировании Днепра. В ночь на 30 сентября 1943 года в районе села Дериевка Кировоградской области передовые подразделения дивизии вышли к Днепру и приступили к переправе. Вперед были направлены две разведгруппы, одну из которых возглавил Юдин. При приближении к вражескому берегу плывущих в лодках разведчиков заметили немцы и открыли по ним огонь. По приказу Юдина бойцы прыгнули в воду и продолжали движение, прикрываясь бортами лодок. Выбравшись на берег, группа уничтожила несколько вражеских пулеметных точек и один прожектор. Затем рядовой Юдин пробрался на господствующую высотку, на вершине которой был обустроен вражеский дот. Уничтожив гранатами находившихся в нем фашистов, Юдин захватил пулемет и прицельным огнем отбил атаку подбегавшего вражеского подкрепления. Занятый его группой плацдарм был удержан и использован для переправы полка. Через три недели, 17 октября 1943 года, в бою за освобождение населенного пункта Лиховка рядовой Владимир Юдин подбил штабную машину, уничтожил более двадцати вражеских солдат и офицеров, захватил пулемет. Затем, во время рейда по тылам противника, уничтожил еще два мотоцикла и три автомашины.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года гвардии красноармейцу Юдину Владимиру Георгиевичу было присвоено почетное звание Герой Советского Союза. Но к тому времени его уже не было в живых. Вместе со многими боевыми товарищами он погиб во время ночной танковой атаки противника 19 декабря 1943 года в районе села Недайвода Криворожского района. Где и похоронен.
Ханиф Файзулин
9-615 октября 1943 года рота гвардии старшего лейтенанта Ханифа Файзулина под покровом ночи форсировала Днепр и решительной атакой вклинилась в оборону противника. У села Красный Кут враг оказал сильное сопротивление. Пулеметный огонь прижал бойцов к земле. Файзулин со своим ординарцем пополз по-пластунски к крайней хате и одну за другой бросил две гранаты в чердачное окно, откуда били вражеские пулеметы. Пользуясь прекращением огня, рота освободила село, уничтожив в этом бою более полусотни фашистов. Лично Файзулин истребил десять гитлеровцев.
Продолжая наступление в составе батальона, рота Файзулина продвинулась на десять километров, овладела одной из важных высот, имевшей большое стратегическое значение. Только за 15 и 16 октября бойцы роты Файзулина отбили 12 вражеских контр­атак. Фашисты, оставив на поле боя свыше ста трупов, вынуждены были отступить.
17 октября, развивая наступление, Файзулин повел своих бойцов в атаку на сильно укрепленный командный пункт врага в селе Лиховка. Гитлеровцы, поддерживаемые танками и самоходными орудиями, пошли в контратаку. Пропустив танки и самоходки вперед, Файзулин скомандовал: «Отсечь пехоту!». Вот тут-то пулеметчики и ударили во фланг пехотинцам.
Сбоку по танкам и самоходкам стреляли бронебойщики, сразу запылало несколько машин. Враг понес большие потери в технике и живой силе и откатился на исходные позиции. Но гитлеровцы подтянули резервы и вновь двинулись в контратаку. Тогда старший лейтенант Файзулин поднял своих гвардейцев и повел их вперед на Лиховку.
Завязалась рукопашная схватка. Файзулин застрелил трех гитлеровцев, но и сам был ранен. Перевязав рану, он остался в строю, воодушевляя своих бойцов на подвиг во имя победы над врагом. В разгаре боя смертельно раненный гвардеец Файзулин скончался на руках бойцов, сражавшихся за Лиховку. Село было освобождено.
Звание Героя Советского Союза X. Ш. Файзулину присвоено посмертно 22 февраля 1944 года за доблесть и мужество, проявленные при форсировании Днепра и в боях за удерживание плацдарма на западном берегу реки.

Святослав АЗАРКИН

Мы страну не подведём, что-нибудь изобретём!

11-1Криворожанин Виталий Брызгалов - изобретатель, который готовит к массовому производству уникальные электромобили. Разработанный им и его помощниками двигатель CoolOn существенно отличается от тех, которые обычно устанавливают в электрических машинах. Со временем принципиально новые авто появятся на улицах нашего города и всей страны. Когда это случится и на каком этапе его разработки сейчас, криворожский новатор поделился с журналистом «Пульса».
 - Виталий, как возникла идея создания электромобиля с уникальными комплектующими? Почему был разработан именно такой проект?
 - В 2014 году, когда начались боевые действия на востоке Украины, каждый старался помочь военным как мог - кто деньгами, кто знаниями. На тот момент я уже собрал небольшую команду единомышленников - мы разрабатывали электронику. Тогда возникла идея производить дроны для военных. В тот период летающие камеры составлялись из китайских комплектующих, были некачественными и быстро выходили из строя. Мы стали работать над более качественными деталями для дронов.
Позже качество таких летающих аппаратов улучшилось, поэтому свои наработки наша команда применила в другой сфере - создании электросамолета. К нам присоединились люди из других городов Украины, в частности, из Киева и Житомира, которые интересуются авиацией. Дело в том, что обучение человека, который хочет получить лицензию частного пилота, обходится в 10 тыс. долларов, и 80% этой суммы тратится на топливо для заправки самолёта, на котором он учится. Обучение занимает несколько месяцев. Электросамолёты удешевили бы этот процесс, и личные самолеты со временем стали бы такой же нормой жизни, как и авто. Однако на этом этапе разработок мы столк­нулись с тем, что батареи не могут держать энергию более получаса, а этого недостаточно для полноценного полета. Реализацию проекта пришлось отложить до появления более современных батарей.
Таким образом, было принято решение продолжить разработки, но уже для наземного транспорта. Лучше всего начать переоборудование с грузовиков, которые развозят товары, инструменты и т. д. Это до двух миллионов машин по всей стране, которые в эксплуатации около 18 лет. Они еще ездят благодаря тому, что мы, украинцы, можем продлить срок эксплуатации чего угодно, и многие поломки оперативно устраняются не только в сервисах, но и в гаражах.
Тем не менее, нельзя забывать, что грузовики ухудшают экологическую ситуацию, требуют немало денег для заправки, учитывая подорожание топлива. Заменить их на электромобили не так уж сложно, тем более, что требования к сертификации грузового электротранспорта менее строгие чем к сертификации электробусов и легковых машин.
 - Вы уже запатентовали своё изобретение?
 - Пока нет. Еще работаем над окончательным проектом: что можно исправить, улучшить, например, вносим изменения, касающиеся норм безопасности, совершенствуем углы обзорности, размещение водителя, положение переднего стекла и т.д. Ведь хорошая обзорность автомобиля поможет водителю, находящемуся за рулем, чувствовать себя значительно увереннее во время поездки. Когда электрический грузовик будет окончательно готов для запуска в производство - сделаем патент.
 - Когда появятся первые машины на двигателях CoolOn? Почему их разработка - столь длительный процесс?
 - Стоит упомянуть о том, что в Украине даже на кафедрах университетов не проектировали машины с нуля. Мы прошли этот путь, создали собственный двигатель, батарею для электромобилей. Это очень дорогие комплектующие, которые производители обычно закупают для сборки машины. Их производство в Украине значительно снизит стоимость такого транспорта. К осени планируем выпустить первые машины. И это означает возвращение в Украину производства автомобилестроения! Тестовое производство предусматривает выпуск двух тысяч машин в год. Также мы готовы делать комплекты для производства других машин.
 - Вы говорите об удешевлении грузовиков, которые будут работать на электродвигателях. Сколько приблизительно они будут стоить?
 - Безусловно, такая машина должна быть дешевле, чем та, которую заправляют бензином, то есть менее 16 тыс. долларов. Такой грузовик можно купить в кредит или в лизинг, под выплату, распределённую на 3,5 года. Вследствие экономии топлива выплаты практически компенсируются - покупка достанется почти бесплатно.
Конечно, производство электромобилей надо будет постепенно увеличивать, ведь если выпускать 20 тысяч машин в год, на полное обновление коммерческого автопарка уйдет 10 лет.
 - Планируете ли сотрудничать с европейскими странами в рамках реализации своего проекта?
 - Конечно. Но сначала изобретение будет протестировано в Украине. Примерно через год после старта проекта мы планируем выйти на Европу. Основной офис нашей компании будет открыт в Лондоне, в Украине создадим дочернее предприятие.
Ускорению реализации проекта помешала пандемия. Но есть и плюсы в замедлении темпов - за последний период электробатареи стали надежнее и в десять раз дешевле. Европейские аналоги машин, которые мы предлагаем, стоят 35-40 тыс. евро. Сами понимаете, наш проект не может не вызвать заинтересованности за рубежом.
 - У вас большая команда? Где именно в Украине будет начато производство уникальных электромобилей?
 - Вначале нас было трое, увлеченных электроникой. Сейчас основу команды составляют 10 человек, и это не только криворожане, но и заинтересованные люди из столицы, из других городов, в особенности, бывшие сотрудники Львовского автобусного завода. С весны мы начнем набирать людей на производство, которое будет открыто во Львове.
 11-2- Приятно осознавать, что «мозговой центр» этого производства образовался в Кривом Роге. Насколько мне известно, вы принимали участие в подготовке Закона для производителей электротранспорта. Удалось ли добиться изменений в законодательстве, которые упрощают запуск производства?
 - Да, согласно Законам Украины №3476 и №3477 ввоз электромобилей и комплектующих к ним не облагается налогами до 1 января 2026 года. Также разрешен импорт необходимых для производства электрокаров компонентов и материалов без НДС и таможенной пошлины. Кроме того, на пятнадцать лет производителей таких машин защитят от налога на прибыль. Но здесь есть нюансы: эти льготы касаются только полной сборки такого транспорта с нуля. Мы настаивали на этом уточнении, иначе производители могли бы завозить китайские электрокары, установить на них колеса и новую наклеечку, мол, произведено в Украине, - и всё, даешь льготы!
Продвижение этих законопроектов заняло четыре года, но наконец-то льготы на серийное производство электромобилей получили «зелёный свет». В обсуждении изменений в законодательстве принимали участие все производители электротранспорта.
 - В борьбе за введение льгот на реализацию таких проектов вы аргументировали их важность экологическими соображениями или подорожанием горюче-смазочных материалов?
 - Оба этих аргумента брались во внимание. Кроме того, Министерство инфраструктуры Украины таким образом отреагировало на проблему евроблях, которые на момент начала разработки законов массово начали ввозиться в Украину. «Местные» электрокары со временем вообще снимут потребность в покупке авто за рубежом.
 - Не проще ли переоборудовать грузовики, установив на них электродвигатели, чем производить новые?
 - Мы начинали свою работу именно с переоборудования машин, находящихся на простое. И оказалось, что переделать их - довольно сложное и затратное дело. Гораздо легче создать абсолютно новую модель, в которой будут соблюдены все правила безопасности и установлены новые комплектующие.
 - Не возникнет ли в производстве проблем в связи с подорожанием оплаты отоп­ления для предпринимателей?
 - Нет, эта проблема нас не коснётся. Там, где будет производство, мы установим солнечные панели. Да и само оборудование для производства деталей выделяет тепло. Наш криворожский офис отапливается твердотопливными котлами.
 - Расскажите непосредственно о своём детище - уникальном двигателе CoolOn?
 - Наш мотор - это модернизированный вентильный реактивный двигатель, его передний или полный привод - от 30 до 80 кВт. Сейчас это, пожалуй, самый надежный тип мотора. Он не содержит магнитов, «беличьей» клетки и имеет полностью пассивный ротор. Это даёт существенные преимущества в надежности и в движении. А вдвое меньше меди существенно снижает стоимость двигателя.
Особенностью CoolOn является также свободный холостой ход, хороший накат и динамическое управление рекуперацией с контролируемой интенсивностью торможения вплоть до отказа от механических тормозов.
 - Сколько времени вы тратите на работу над проектом?
 - Приблизительно четыре часа в день. В остальное время восприятие уже не позволяет работать достаточно продуктивно. Зато в конце рабочего дня можно почитать что-нибудь тематическое, посвятить время личностному росту, налаживанию связей с коллегами. В этом очень помогает Интернет. В 2000-х годах, когда я только начинал серьезно заниматься электроникой, пришлось даже выбирать место работы в компании, где будет доступ к мировой паутине, ведь тогда Интернет был дорогостоящим, и далеко не все могли к нему подключиться. Теперь ситуация изменилась и можно контактировать с людьми с любой точки планеты. Главное, настойчиво двигаться вперёд и приносить пользу своему городу и стране в целом!

 Анна Николаенко